Водители относятся к вредным профессиям

Список профессий с вредными условиями труда

Водители относятся к вредным профессиям

Многие граждане нашей страны работают на нужных производствах. Трудящиеся выпускают необходимые государству товары, продукцию, без которых невозможно развитие экономики.

Зачастую это происходит при обстоятельствах, которые наносят вред здоровью людей, снижают репродуктивную функцию, губят иммунитет. Приобретаются профессиональные заболевания, которые впоследствии приводят к инвалидности.

Именно поэтому есть целый перечень должностей, профессий, которые считаются опасными (некоторым из них даже обучают в Центре Занятости Населения: детали здесь).

Постановлением Кабмина СССР от 21.01.1991 г. было утверждено два списка должностей и профессий, которые имели право на дополнительные отпуска, досрочные пенсии, прочие льготы. Этот документ был принят к сведению, внедрен президиумом ВЦСПС, как специальный, защищающий права работников на нормальные условия труда.

Список 1 содержит перечень особо тяжелых, особо опасных профессий. Список 2 содержит список вредных, тяжелых профессий, работ, связанных с угрожающими факторами.

Что такое угрожающие факторы? Условия труда регулируются нормативами. Если показатели нормы вредных факторов на производстве превышены, то они считаются неблагоприятными для человека.

Перечень факторов, которые воздействуют физически, являются опасными:

  • шум;
  • освещение;
  • пыль;
  • биологическое воздействие;
  • излучение;
  • психофизическое воздействие;
  • химические факторы.

Перечень профессий и должностей с вредными условиями труда

В соответствии со сводом законов о труде утвержден список профессий, должностей, производств, работающих в обстановке, считающейся неблагоприятной:

  • металлургия;
  • коксохимическая промышленность, выдачи угля;
  • горнодобывающая отрасль;
  • нефтегазовая сфера;
  • химическая промышленность;
  • радиэлектронное, электротехническое производство;
  • обработка металлов;
  • атомная энергетика и производство;
  • производство стекла;
  • работники, обучающие сотрудников.

Этот список далеко не полон. Перечень можно продолжить. Он позволяет очертить круг трудящихся, которые имеют право на компенсации, льготы, дополнительные отпуска, послабления при оплате услуг ЖКХ для работников атомных, теплоэлектростанций, привилегий для людей, занятых в машиностроении, других опасных производствах.

Полный список профессий с вредными условиями труда можно скачать по ссылке.

Рекомендуется прочитать о том, как, согласно ст. 147 ТК РФ, проводится доплата за вредные условия труда.

Перечень профессий с вредными и опасными условиями труда

Некоторые профессии не просто вредные, но опасные. Например, области промышленности, связанные с биологической, химической угрозой. Весьма опасными могут быть участки работы, где обстоятельства связаны с большими физическими нагрузками.

К наиболее тяжелым можно отнести следующий перечень профессий с вредными условиями труда:

  • разработка угольных пластов;
  • нефтегазовая промышленность;
  • заготовка леса;
  • добыча опасных химических элементов.

Многие работы запрещены женщинам из-за пагубного влияния на способность к деторождению. Они не могут занимать опасные должности. Условия труда для них неприемлемы в таких отраслях, как металлургия, горячий цех, работа в химических лабораториях. Раньше в химических лабораториях предоставляли сотрудникам бесплатное молоко. Сейчас такая льгота, к сожалению, отменена.

Список профессий с наиболее тяжелыми условиями труда — это специальности при производстве боеприпасов, взрывчатых веществ. Особую опасность представляет работа при облучении. Такое происходит на атомных, тепловых электростанциях. Этим людям положено уходить на пенсию досрочно, иметь доплаты за опасность.

Стоит учесть, условия труда по степени вредности или опасности подразделяются на несколько классов.

 Должности в школе и медицине с вредными условиями труда

Нередко медикам приходится выполнять обязанности при сложных природных условиях, в отсутствии условий для труда, вдали от привычных мест, климата.

Сейчас много диагностической, лечебной аппаратуры, излучение которой также вредит здоровью работников здравоохранения. Врачи, медсестры каждый день рискуют заразиться инфекционными заболеваниями.

Есть большой перечень болезней, которые заразны. За это медикам полагаются льготы – короткая рабочая неделя, дополнительный отпуск.

Получать дополнительные дни отпуска, а также укороченный рабочий день, имеют право работники образования и медики, занятые в школах-интернатах, школах-санаториях, детских домах, детских дошкольных учреждениях для детей с отставанием в развитии, с тяжелым поражением речевых функций, перенесших полиомиелит. Также льготами пользуются сотрудники учреждений, где лечатся дети с тяжелой или затухающей формой туберкулеза. Кроме работников образования и медицины еще и обслуживающий персонал.

Кстати, про особые условия труда можно прочитать здесь.

 Должности в нефтяной промышленности и строительстве

В силу специфики работы на нефтедобывающих, перерабатывающих предприятиях, сотрудники, работающие в опасных, неблагоприятных условиях, имеют право получать досрочную пенсию, другие льготы.

В первую очередь имеют право работники, непосредственно занятые добычей угля и газа.

Также положено пользоваться привилегиями трубопроводчикам, работающим на трубопроводах, транспортирующих сероводород, газ, конденсат до завода.

Размер льготной пенсии работникам нефтегазовой промышленности рассчитывается по общим правилам. Пенсионные выплаты которым производят с соответствующими коэффициентами.

Многие строительные профессии, должности также вредные, опасные:

  • крановщик;
  • машинист асфальтоукладчика;
  • машинист трубоукладчика;
  • машинист экскаватора;
  • машинист бурильно-крановой самоходной машины.

Должности с вредными условиями труда в нефтяной промышленности и строительстве определены Постановлениями РФ, Федеральными законами России.

Утверждать для работников права на льготы, дополнительный отпуск, укороченную рабочую неделю должен руководитель предприятия в приказе о приеме на работу. Старые законы постепенно пересматриваются.

Будет принят новый, доработанный Федеральный закон, который отрегулирует вопросы опасных, вредных работ, профессий, оплаты труда.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://www.samso.ru/usloviya-truda/spisok-professij-s-vrednymi-usloviyami-truda.html

Какие вредные условия труда у водителей?

Водители относятся к вредным профессиям

Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат. При этом медицинское учреждение должно иметь лицензию.

При допуске к рейсу на путевых листах ставится штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр», дата и подпись медицинского работника, проводившего осмотр .Одной из причин разграничения рабочих мест по уровню шума являлось мнение, что труд водителя выполняется в напряженных условиях. Поэтому по сравнению с другими профессиями ПДУ по шуму здесь занижался.

Кроме того, ужесточением санитарных норм государство пыталось простимулировать автопром на выпуск более комфортабельных легковых автомобилей.»Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического

Вредные и опасные условия труда: профессии, компенсации и льготы

В то же время здоровье восстанавливается, когда человек перестает контактировать с вредными факторами;

  • 2 класс: изменения в организме принимают устойчивый характер и приводят к тому, что начинают проявляться проф.

    заболевания;

  • 3 класс: данные условия способны вызвать утрату трудоспособности (хоть и временную), во время осуществления деятельности;
  • 4 класс: такие условия провоцируют развитие проф.

    заболеваний в тяжелой форме, стимулируют развитие уже имеющихся заболеваний и могут вызвать потерю трудоспособности полностью.

  • В РФ разработан и действует перечень работ, являющихся вредными.

    Именно к нему обращаются при необходимости определения вредности условий труда в конкретной отрасли. Он включает в себя следующий ряд профессий:

    1. Лица, которые трудятся на предприятиях, связанных с горнодобывающей промышленностью;

    Дополнительный отпуск водителям

    Ответ: Какие компенсации положены сотруднику за работу во вредных и опасных условиях труда Нина Ковязина.

    В виде исключения продолжительность рабочего времени может быть увеличена до 40 часов в неделю при наличии соответствующих условий в отраслевом, межотраслевом соглашениях или коллективных договорах, а также письменного согласия самого работника.

    Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда водителей автомобильного транспорта. Методические рекомендации

    Инструментальная оценка измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляется лабораторными подразделениями самой организации, аккредитованной или аттестованной на компетентность и право проведения указанных измерений для оценки условий труда на рабочих местах водителей.

    При отсутствии в организации аккредитованной испытательной лаборатории для проведения оценки условий труда привлекаются центры Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации и другие лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных работ. При экспертной оценке проверяется травмобезопасность и оснащение рабочего места водителей, обеспеченность средствами индивидуальной защиты, а также эффективность этих средств.

    Рабочее место по условиям

    Вредные условия труда водителя легкового автомобиля

    328 Инфо ТК РФ. А именно, принимаемые лица обязаны пройти профотбор, предварительный медицинский осмотр и профессиональное обучение согласно установленному законодательством порядку. При этом к трудоустройству не допускаются лица, не достигшие 18 лет, а также граждане без актуального водительского удостоверения.

    Подробнее об условиях труда водителя читайте здесь: Кроме того, ряд дополнительных требований предъявляется к водителям, которым предстоит осуществлять транспортировку опасных грузов.

    Внимание Существуют ли различия в оценке труда водителей, управляющих спецтехникой и обычными автомобилями?

    Да, такие различия есть. Они касаются не столько источников шума, сколько вибрации.

    Важно Например, в бульдозерах, экскаваторах и проч.

    присутствует как общая, так и локальная вибрация.

    Условия труда водителя

    69, 213, гл.

    51 ТК РФ, а также приказом Минтранса России № 15.

    В состав рабочего времени водителя включаются:

    1. время проведения работ по устранению неисправностей;
    2. время простоев, произошедших не по вине водителя;
    3. время охраны груза и автомобиля;
    4. время медосмотра до и после выезда в рейс;
    5. время спецперерывов для отдыха, как в пути, так и конечных пунктах;
    6. время управления автомобилем;
    7. время стоянки в местах посадки и высадки пассажиров, погрузочно-разгрузочных пунктах , в местах использования спецавтомобилей;
    8. время присутствия на рабочем месте, когда водитель не управляет автомобилем.

    Водителям добавят бонус за вредность

    Но по результатам мониторинга правоприменения СОУТ, проводившегося с 2014 по 2016 год, установлено, что эти критерии не учитывают таких особенностей, как напряженность трудового процесса, которая обусловлена интенсивным дорожным движением и ответственностью за жизнь пассажиров.

    А также тяжесть трудового процесса, связанную с вынужденной рабочей позой.По словам Владимира Ломакина, с 2014 по 2016 год был снижен класс вредности 23% рабочих мест, прошедших за это время оценку.— Водитель должен постоянно ориентироваться по зеркалам и принимать решение об изменении положения транспортного средства.

    Но эксперты аттестующих организаций часто этого не учитывают, заявляя, что ориентация — это привычное дело.

    Или, например, правила дорожного движения предписывают читать все дорожные знаки, а эксперты СОУТ считают, что на напряженность труда влияют знаки, которые появились не позже недели назад, — рассказал Владимир Ломакин.

    В Екатеринбурге у водителей бензовозов «Газпромнефти» отбирают дополнительный отпуск, который предоставлялся им за вредные условия труда, сообщает пресс-служба Федерации профсоюзов Свердловской области.

    «Работники, занятые перевозкой топлива, возмущены тем, что условия их труда вдруг стали оцениваться, как имеющие малую степень вредности.

    Они перевозят топливо, и любой человек, кто просто хоть раз находился недалеко от АЗС в момент слива топлива из бензовозов, ощущает испарения бензина.

    Что уж говорить о тех, кто этот слив осуществляет по несколько раз за смену»,— возмущается председатель профсоюзной организации «Екатеринбург химпром», руководитель департамента развития профсоюзного движения Федерации профсоюзов Свердловской области Василий Деркач.

    По словам Василия Деркача, формально предприятие ссылается на результаты недавно проведенной специальной оценки условий труда в соответствии с новым федеральным законом о СОУТ, «подыгравшим» правила оценки в пользу работодателей. Еще на стадии обсуждения этого законопроекта Федерация профсоюзов Свердловской области предупреждала о негативных последствиях его принятия.

    На федеральном уровне профсоюзам, власти и работодателям удалось достичь определенного компромисса: например, в закон была включена норма о том, что на работников, получавших гарантии за вредные условия труда до вступления в силу новых правил, снижение этих гарантий распространяться не будет.

    Источник: http://alexnikolaev.ru/kakie-vrednye-usloviya-truda-u-voditeley/

    Изменения в специальной оценке условий труда водителей

    Водители относятся к вредным профессиям

    Действительно, отличия по новой методике есть. Они заключаются в разнице оценки различных факторов. Наиболее значимыми для водителей являются изменения, касающиеся оценки уровней шума, напряженности труда и вибрации. Введен новый фактор – поза сидя, которого раньше не было. И он является важным для водителей.

    Спецоценка рабочих мест водителей проводится по общей для всех Методике специальной оценки условий труда (Методика проведения специальной оценки условий труда, утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). Других конкретизирующих или уточняющих эту процедуру документов не существует.

    Что изменилось в оценке уровня шума?

    Получалось, что в кабине нового КАМАЗа уровень шума мог составлять 68–69 дБ, и водитель находился в допустимых условиях труда. А если проводились замеры в легковом автомобиле, то получали 64–65 дБ. И рабочее место попадало в категорию вредных. Такие различия в оценке вызывали споры.

    К тому же в кабине легкового автомобиля было сложно добиться уровня шума ниже 60 дБ на определенных скоростях движения. Помимо этого, снижение шума могло отрицательно сказаться на безопасности управления автомобилем. Водителю важно не потерять контакт с машиной, слышать, как работает мотор.

    Одной из причин разграничения рабочих мест по уровню шума являлось мнение, что труд водителя выполняется в напряженных условиях. Поэтому по сравнению с другими профессиями ПДУ по шуму здесь занижался. Кроме того, ужесточением санитарных норм государство пыталось простимулировать автопром на выпуск более комфортабельных легковых автомобилей.

    В Методике спецоценки различия между классами автомобилей убрали. Теперь для всех категорий ПДУ шума составляет 80 дБ.

    Как изменилась оценка напряженности труда водителей?

    Напряженность труда в ходе аттестации рабочих мест оценивалась по 23 показателям. В Методике спецоценки из них осталось только 6. И это напрямую отразится на оценке условий труда водителей.

    Часть показателей отпала и не оценивается не потому, что так захотелось законодателю, а потому что о большинстве из них сложно судить объективно и однозначно.

    Например, ранее использовалось Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда»(Утверждено Роспотребнадзором 29 июля 2005 г.). В нем показатели напряженности труда содержат несколько критериев: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, монотонность, режим работы.

    В первом критерии есть показатель – содержание работ. Если сотруднику не нужно принимать решения, условия труда относятся к оптимальным, если простые решения по инструкции – к допустимым, сложные задачи с выбором по известным алгоритмам – к вредным (класс 3.1), творческая деятельность – к вредным (класс 3.2).

    Такие показатели были исключены из методики оценки условий труда.

    Эмоциональные нагрузки, которые оценивались в ходе аттестации рабочих мест, также не могут носить объективного характера.

    Например, водителю свойственно испытывать чувство риска за свою жизнь, поскольку он является участником дорожного движения – его рабочему месту сразу присваивали класс 3.2.

    Но четких критериев оценки этого показателя нет, поэтому такой фактор сочли субъективным и исключили из методики оценки.

    По оценке плотности сигналов у водителей разных классов автомобилей различий нет. Здесь речь идет о звуковых и цветовых сигналах.

    Существуют ли различия в оценке труда водителей, управляющих спецтехникой и обычными автомобилями?

    Да, такие различия есть. Они касаются не столько источников шума, сколько вибрации. Например, в бульдозерах, экскаваторах и проч. присутствует как общая, так и локальная вибрация. Причем ее уровни могут быть значительны. Особенно для экскаваторщиков, которые работают с гидромолотами.

    Общая вибрация распространяется на тело водителя через точку опоры на сиденье. А локальная – через элементы управления автомобилем: рычаги, руль.

    Уровень вибрации также зависит от дорожного покрытия. Оно может влиять как на общую, так и на локальную вибрацию. В городе вибрация меньше, потому что дорога лучше. Соответственно для сельской местности ее уровень будет выше.

    В методике оценки вибрации относительно аттестации рабочих мест также появились изменения. Если раньше было 5 типов вибрации и 5 ПДУ, то сейчас один ПДУ для транспортной вибрации: по осям х и y – 120 дБ, по оси z – 115 дБ.

    Установить превышение ПДУ возможно только в ходе проведения замеров.

    Как оценивается длительность управления автомобилем?

    Длительность управления автомобилем может влиять на оценку такого фактора, как поза сидя. Она была введена впервые и характеризует тяжесть труда. Раньше нужно было выбрать позу водителя из трех вариантов: вынужденная, фиксированная или неудобная.

    Возникали разногласия – какую из трех поставить в карте аттестации рабочих мест. Например, многие считали, что поза водителя фиксированная, потому что пятка его правой ноги находится на полу, а носок на педали акселератора. Кто-то считал позу вынужденной – кабина не позволяла применять другие позы. Кто-то – неудобной.

    На самом деле это обычная поза сидя. Для нее разработаны критерии оценки.

    Длительность управления автомобилем может быть принципиальной в тех случаях, когда какой-либо вредный фактор превышает установленные ПДУ. Тогда проводят временные замеры. Если же ПДУ не превышен, время управления автомобилем значения не имеет.

    Различаются ли оценки условий труда дальнобойщиков и водителей городских маршрутов?

    Да, нужно четко разделять виды работ. Первое – время непосредственного управления транспортным средством, второе – время ожидания, время погрузки. Третье – совмещение с ремонтными функциями. Их все нужно оценивать. Стандартными являются первых два вида.

    У дальнобойщиков время непосредственного управления автомобилем в процентном отношении к общему времени работы больше. У водителей, занятых на коротких маршрутах, – меньше. Если ПДУ вредных факторов не превышено, нужно проводить хронометрирование.

    Например, при занятости водителя управлением транспорта в течение 80 процентов времени в условиях превышения ПДУ однозначно будут установлены вредные условия труда.

    А если перегоны короткие и между ними есть перерыв на ожидание или погрузку, при небольшом превышении ПДУ возможно установить допустимые условия труда.

    В каких случаях нужно оценивать условия труда при смене автомобиля?

    Если водитель переходит на другой автомобиль, это означает замену оборудования и изменение условий труда. В этом случае нужно провести внеплановую спецоценку. Если же водитель в течение года управляет разными автомобилями, работодатель должен четко определить их перечень.

    Например, в течение года водитель работает на Зил-130, Зил-131 и КАМАЗ. Это разные автомобили. Если все время работы взять за 100 процентов, то можно определить периоды управления каждым авто. Во всех машинах проводят измерения, и по относительному времени управления автомобилем определяют общий класс вредности.

    В карте аттестации указывают марку автомобиля. Номерные агрегаты, государственный регистрационный знак не вписывают. Впрочем, их можно вписать, жестких требований к этому нет. При этом, если понадобилось срочно пересадить водителя на другую машину, необходимо решить с работником вопрос о внесении изменений в трудовой договор. Ведь у него изменятся условия труда.

    Какие последствия принесет изменение в подходе оценки условий труда водителей?

    Подводя итог, можно сказать, что в результате внесенных изменений в методику оценки условий труда водителей можно ожидать, что многие рабочие места больше не будут подпадать под категорию вредных.

    1. В первую очередь снизится вредность по критерию шум, поскольку теперь ПДУ этого фактора установлен для всех одинаковый – 80 дБ.
    2. Установленные показатели вибрации также могут отразиться на классе условий труда, и в большинстве случаев, кроме спецтехники, перейдут в класс допустимых условий.
    3. То же касается тяжести труда. Введенная категория – рабочая поза сидя, исключает возможность трактовать позу водителя как неудобную, фиксированную или вынужденную. Теперь это обычная поза.
    4. Оценка напряженности труда по Методике спецоценки во многих случаях приведет к снижению класса вредности. Это вызвано тем, что из ранее применявшихся 23 показателей теперь используются только 6 и все они имеют количественные измерения. Снижение класса вредности, прежде всего, коснется водителей, работающих в местностях, где нет интенсивного движения и мало светофоров. В этих районах плотность сигналов, на которые должен реагировать водитель, значительно ниже.

    Информация с сайта: otruda.ru

    Источник: https://primtrud.ru/news/izmeneniya-v-spetsialnoy-otsenke-usloviy-truda-voditeley.html

    Водитель дальнобойщик относится ли к вредным профессиям

    Водители относятся к вредным профессиям

    Вредные условия труда водителя легкового автомобиля

    Что изменилось в оценке уровня шума? Ранее уровень шума оценивался по гигиеническим критериям, базировавшимся на санитарных нормах СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (Утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. № 36). Данным документом устанавливались предельно допустимые уровни (далее – ПДУ) шума в зависимости от класса автомобиля.

    Для легковых автомобилей ПДУ по шкале А составлял 60 дБ, для грузовых – 70, для спецтехники – 80. Таким образом, один и тот же фактор оценивался по-разному. Получалось, что в кабине нового КАМАЗа уровень шума мог составлять 68–69 дБ, и водитель находился в допустимых условиях труда. А если проводились замеры в легковом автомобиле, то получали 64–65 дБ.

    И рабочее место попадало в категорию вредных.

    Важно

    Что делать, если по состоянию здоровья водитель не может выполнять свои обязанности?

    Если сотрудник в соответствии с выданным ему медицинским заключением нуждается в переводе на другую работу, работодатель обязан с письменного согласия сотрудника подобную работу предоставить (ст. 73 ТК РФ).

    На практике для этого работодатель направляет водителю уведомление, в котором указывает имеющиеся у него вакансии (как вакантные должности или работы, соответствующие квалификации работника, так и вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемые работы) или сообщает об их отсутствии.

    Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч. 2 ст. 83 ТК РФ).

    Внимание

    Сотрудник, в свою очередь, должен письменно сообщить о своем согласии или несогласии выполнять работу по одной из предложенных должностей. Если он согласен на перевод, стороны заключают дополнительное соглашение к трудовому договору, и работодатель издает приказ о переводе.

    Если подходящие вакансии у работодателя отсутствуют, или работник отказывается от перевода, то трудовой договор расторгается на основании п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ — в связи с лишением работника специального права (на управление транспортным средством), влекущим за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

    Как видим, труд водителей весьма жестко и оправданно регламентирован.

    Далее организация, проводящая СОУТ, производит все необходимы измерения в рабочей зоне водителя, исходя из предоставленной хронологии рабочего процесса, то есть измерения выполняются там, где находится работник в течение трудового дня.

    Если один сотрудник работает на нескольких транспортных средствах, то замеры производятся в каждом автомобиле.
    Измеряются факторы общей и локальной вибрации, шум от двигателя и агрегатов транспортного средства, химический состав воздуха в кабине машины, также анализируются параметры тяжести и напряженности.

    Все измеряемые и исследуемые параметры фиксируются в протоколах первичных измерений.

    Специальная оценка условий труда водителей автомобилей

    К тому же в кабине легкового автомобиля было сложно добиться уровня шума ниже 60 дБ на определенных скоростях движения.

    Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»).

    При приеме на работу на должность водителя помимо документов, предусмотренных ст. 65 ТК РФ (паспорта, трудовой книжки, военного билета и других), соискатель должен представить водительское удостоверение. Оно подтверждает необходимый уровень его квалификации и дает право на управление транспортным средством определенной категории (п.

    4 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; далее — Закон N 196-ФЗ). Существует два вида водительских удостоверений — российское национальное (с ним мы сталкиваемся чаще всего) и международное (оно необходимо для управления транспортным средством за рубежом).

    Работа водителя носит разъездной характер (если водитель ежедневно имеет возможность возвращаться к месту своего проживания) или осуществляется в пути (если такой возможности нет), поэтому служебные поездки этих работников командировками не являются. В соответствии со ст. 168.1 ТК РФ водителям должны возмещаться расходы, связанные со служебными поездками, такие как:

    расходы по проезду;

    расходы по найму жилого помещения;

    дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);

    иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

    Порядок возмещения расходов устанавливается в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте (например, в Положении о разъездном характере работы).

    Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

    Время управления автомобилем не может превышать 9 (в некоторых случаях — 8) часов в день, а при суммированном учете рабочего времени может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

    В рабочее время водителя, кроме времени управления автомобилем, также включаются и другие периоды, в частности время предрейсового и послерейсового медосмотров, время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, время проведения работ по устранению возникших в пути неисправностей и некоторые другие.

    Таким образом, все компенсации сохраняются в полном объеме по старым нормам до проведения специальной оценки условий труда (далее СОУТ). И решение работодателя о том, что те компенсационные выплаты, которые были установлены работникам по результатам аттестации рабочих мест, необходимо отменить с 1 января 2014 г.

    в связи с вступлением в силу Закона № 421-ФЗ, будут неправомочны.

    • Вредные производственные факторы по профессиям — основные моменты
    • Вопрос-ответ по специальной оценке условий труда
    • 1.

    Источник: http://zakoninfo.su/voditel-dalnobojshhik-otnositsya-li-k-vrednym-professiyam/

    Список №2 вредных профессий для досрочной пенсии

    Водители относятся к вредным профессиям

    Для граждан с достаточным числом лет работы на вредном предприятии возможен выход на пенсию по вредности: список профессий, гарантирующих это право определен законодательно. Степень опасности труда, номер списка и число лет стажа сообщают работнику при заключении трудового договора.

    Выполнение обязанностей на вредном предприятии связано с повышенной вероятностью получения травмы, воздействием опасных веществ и пагубных факторов внешней среды.

    В результате продолжительной работы по профессии, принадлежащей ко второму списку вредности, гражданин страдает хроническими формами заболеваний, становится частично или полностью нетрудоспособным.

    Полный перечень специальностей, которые соответствуют первой или второй категории вредности, включает следующие области деятельности:

    • добыча полезных ископаемых, работы в горах и под землей;
    • работа с черными и цветными металлами, металлургия;
    • производство боеприпасов, пороха и других взрывчатых веществ;
    • работа с химическими реактивами;
    • переработка угольных и нефтепродуктов;
    • проектировка и сборка электро- и радиоаппаратуры;
    • работы в области атомной энергетики.

    В компаниях, специализирующихся в перечисленных отраслях, должностям присваивают категорию вредности. По решению комиссии по защите труда работникам доступны льготы, материальная поддержка от государства и преждевременный выход на пенсию по 2 списку вредности.

    Два перечня профессий для выхода на пенсию раньше срока

    В законодательстве Российской Федерации предусмотрена возможность досрочно оказывать страховую помощь лицам, накопившим рабочий стаж на вредных специальностях.

    Подробнее о раннем выходе на пенсию сказано в 30 статье ФЗ № 400 от 28 декабря 2013 года.

    С целью реализации федерального закона опасные для жизни и здоровья сферы деятельности объединили в два перечня, отличающихся по степени вреда состоянию здоровья работника.

    Список №1 вредных профессий

    Такого рода специальности содержит первая горячая сетка, выход на пенсию в которой обусловлен особенно вредными условиями работы, составляющими угрозу состоянию здоровья служащего. Список №1 регулярно обновляется, в зависимости от проведения комиссий по аудиту условий и факторов труда на предприятии.

    Основу списка составляют:

    • горные работы, добыча руды, работа под землей;
    • нефтепереработка, химическая промышленность;
    • атомные электростанции;
    • военная служба на речном или морском флоте;
    • строительная промышленность.

    Среди перечисленных специальностей комиссия выделяет должности, представляющие угрозу здоровью служащих. Фиксированного перечня профессий не существует.

    Список №2 вредных профессий

    К списку №2 опасных специальностей принадлежат профессии, не связанные с опасными условиями труда, которые представляют непосредственную угрозу жизни.

    К ним относят:

    • переработку металлов;
    • работу на ж/д-транспорте;
    • пищевую промышленность;
    • горнорудные работы на поверхности.

    Выход на пенсию по горячей сетке №2 осуществляют досрочно. Несмотря на отсутствие непосредственной угрозы жизни и физическому здоровью, факторы труда по второму списку отрицательно влияют на трудоспособность работников.

    Отличие второй сетки вредности от первой состоит в отсутствии угрозы жизни сотруднику предприятия.

    При соблюдении техники безопасности труд на специальностях, перечисленных во втором списке, способен нанести вред здоровью только после продолжительной работы на занимаемой должности.

    Согласно законодательству, мужской стаж работы на специальностях второго списка вредности составляет 12 лет, для женщин — 10. Обязательный стаж работы на предприятиях первой сетки уменьшен на два года: он составляет 10 и 8 лет соответственно.

    Для последующего оформления льготных страховых начислений время рабочего дня сотрудника должно занимать не менее 80% от установленного ТК РФ. В противном случае стаж рассчитывается по фактически отработанным часам.

    Работник заранее получает у начальства справку о наличии на рабочем месте тяжелых условий труда, способных привести к частичной потере трудоспособности. Такой документ понадобится для досрочного оформления пенсии.

    Опасные факторы на предприятии: разновидности и влияние на человека

    Вредными факторами на предприятии называются условия, которые представляют риск для жизни или здоровья сотрудника. Досрочный выход на пенсию по вредности обусловлен чрезмерным влиянием ВПФ на организм служащего за время накопления стажа. 

    По роду воздействия различают четыре категории факторов:

    • химические — наносят вред человеку через дыхательные пути или при взаимодействии с кожей. Чаще всего присутствуют в виде паров в воздухе и жидкостей, синтезируемых на рабочем месте;
    • физические — вибрация, шум, влияние электромагнитных полей или радиации. Эти факторы характерны для любого вида вредных специальностей и оказывают накопительное пагубное влияние на человека;
    • биологические — вызваны контактами с ядами биологического происхождения, вредными растениями, больными животными. Эти факторы наименее сильно выражены среди профессий второго списка. Чаще всего встречаются среди врачей, ветеринаров или членов исследовательских экспедиций;
    • психологические — являются следствием переутомления, чрезвычайных ситуаций, стресса и длительных физических нагрузок. Специалисты отмечают губительные изменения психики служащих, которые вынуждены проводить рабочий день под землей или регулярно находится в замкнутом пространстве.

    К списку 2 вредных профессий с психологической нагрузкой принадлежат бухгалтеры, официанты, водители и работники медицинской сферы.

    Перечисленные профессии не предполагают риска для жизни, но требуют постоянной концентрации в условиях плохого освещения, шума и стресса.

    Информацию о наличии вредных факторов на производстве служащий уточняет у работодателя до поступления на должность. Так можно избежать губительного влияния условий работы на здоровье.

    Как определяют вредность профессии

    Оценка показателей вредности труда в компании проходит под руководством работодателя и специальной комиссии. Принадлежность должности к списку 2 профессий для досрочного выхода на пенсию определяют служащие отдела труда и специалисты по охране труда.

    Свою работу комиссия проводит согласно закону №246-ФЗ «О специальной оценке условий труда». В ходе проверки измеряют потенциально опасные для физического состояния служащих факторы, присутствующие на предприятии.

    Комиссия оценивает присутствие в воздухе вредных испарений, шум, освещенность, влияние на организм служащих химических соединений или электромагнитных полей. Далее определяют класс труда в соответствии с действительными в Российской Федерации ГОСТами.

    Если на рабочем месте сотрудника обнаруживают ряд губительных для здоровья факторов, должность причисляют к одному из подклассов вредности. Далее в соответствии со статьей №14 Федерального закона №246 профессию причисляют к одному из списков вредности.

    Когда служащие вредных производств выходят на пенсию

    Во время работы в условиях угрозы жизни и здоровью сотрудник накапливает горячий стаж. Так называется число лет, непрерывно проведенных в компании. Для каждого из двух списков установлена собственная норма стажа, достаточного для оформления материальной поддержки со стороны государства.

    При службе по профессии, принадлежащей к 1 списку вредности работникам мужского пола достаточно набрать 10 лет, а женского — 7,5. Для второго перечня специальностей условия более жесткие: для мужской половины служащих стаж составляет 12,5 лет, для женской — 10. Помимо числа лет, накопленных за время службы на опасной специальности, имеет значение общее число лет стажа.

    Остаток лет минимального стажа работник может накапливать на любой должности, не принадлежащей к числу опасных для здоровья.

    Пенсионная реформа 2019 года не коснется служащих, нарабатывающих стаж на вредной для здоровья службе. По словам президента Российской Федерации, для них нормы стажа и предполагаемый возраст выхода на законный отдых останутся прежними.

    Пенсионный возраст для работников на должности по второму списку вредности составит 55 и 50 лет для мужской и женской половины сотрудников соответственно. При этом минимальные значения общего стажа останутся на отметках в 25 и 20 лет.

    Условия для досрочного ухода с должности

    О досрочном выходе на пенсию по вредности служащий должен позаботится заранее. Бумаги в пенсионный фонд подают за один или два года до момента накопления трудового стажа. Сотрудники государственного органа изучат трудовую книжку заявителя и вынесут решение о предоставлении гражданину материально поддержки.

    Чтобы оформить и подать заявление, сотрудник готовит ряд документов:

    • паспорт гражданина РФ;
    • трудовая книжка;
    • справки о принадлежности должности к списку вредных профессий;
    • договор о трудоустройстве;
    • для мужчин — военный билет.

    При необходимости, сотрудники пенсионного фонда потребуют предоставить дополнительные бумаги и заключение комиссии о степени вредности работы на предприятии.

    В течение года до выхода законный отдых гражданин предоставляет перечисленные бумаги для предварительного оформления страховых выплат.

    Если заявление оформлено в электронном виде, на подготовку дополнительных бумаг у служащего остается три месяца.

    Если гражданин обращается в пенсионный фонд уже после достижения пенсионного возраста, ожидать решения о повышении пенсионных выплат и оформления удостоверения пенсионера придется за свой счет. Государственный орган не обязан возвращать деньги гражданам, которые не позаботились об оформлении выплат заранее.

    Дополнительные льготы для служащих на вредных производствах

    Служащие, причиняющие ежедневный вред здоровью, используют привилегии в течение всего времени накопления стажа. Законом №400-ФЗ и дополнительными решениями правительства для них установлены следующие льготы:

    • повышенная длительность отпуска в календарный год;
    • ежедневное получение молока, дополнительные скидки на питание вплоть до 100%;
    • ежегодная выдача путевок на лечение в санаториях;
    • льготная ставка по тарифам на оплату коммунальных услуг;
    • сокращенная рабочая неделя.

    Окончательный перечень льгот для компании и специализации оговаривается в трудовом договоре. Работодатель самостоятельно предлагает работнику дополнительные способы улучшения состояния здоровья.

    Служащие на опасных специальностях регулярно проходят медосмотры. Диспансеризация проводится как по инициативе работодателя, так и в обязательном порядке. 

    Медосмотры делят на три категории:

    • медосмотр перед принятием на работу;
    • периодическая оценка состояния здоровья;
    • внеочередной медосмотр при появлении жалоб на состояние здоровья.

    Во время диспансеризации врачи определяют пригодность служащего к работе на прежней должности.

    Если физическое состояние гражданина не удовлетворяет нормам, работодатель обязан перевести такого сотрудника на другую должность и выплатить компенсацию по причине частичной потере трудоспособности.

    Проведение любого из перечисленных медосмотров не требует материальных вложений со стороны сотрудника.

    Источник: https://credits.ru/publications/pensii/spisok-2-vrednykh-professiy-dlya-dosrochnoy-pensii/

    Споров нет
    Добавить комментарий