Мобилизационная подготовка и мобилизация в рф методический план

Мобилизационная подготовка | Департамент экономического развития Белгородской области

Мобилизационная подготовка и мобилизация в рф методический план

Мобилизационная подготовка – одно из условий безопасности нашего государства.

Нельзя не согласиться с тем, что в бывшем СССР система органов мобилизационной подготовки, охватывающая Госплан СССР, Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР, территориальные и другие органы в совокупности с мощнейшими ВПК и жестко централизованным государственным управлением обеспечивали на должном уровне мобилизационную подготовку. Сейчас существующая ранее система разрушена, созданы новые органы государственного управления.

Впервые в 1819 году появился термин «мобилизация», в 1879  году в военных округах были созданы мобилизационные подразделения.

С 1870-1917годы развитие и становление плановой мобилизационной работы в России, 24 октября 1918 года с составе Всеросглавштаба было впервые создано Мобилизационное управление и этот день и отмечается как дата создания нынешнего 2-го управления (Мобилизационного) Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба (ГОМУ ГШ) ВС РФ.

Менее чем за год до начала Великой Отечественной войны в Генеральном штабе было сосредоточено руководство организационным строительством ВС, разработкой планов комплектования, мобилизационного развертывания, составлением сводного годового плана заказов по всем видам вооружения, технического и материального снабжения.

Главным Военным Советом РККА было принято решение о разработке в Красной Армии нового мобилизационного плана с расчетом ввода его в действие с 1 мая 1941 г.

Несмотря на сжатые сроки, не позволившие завершить детальную разработку мобилизационного плана до начала войны, основные его мероприятия (оповещение о мобилизации, порядок призыва военнообязанных и поставки мобилизационных ресурсов, вопросы мобилизационной готовности) все же были отработаны, доведены до войск и местных органов власти и были готовы к  их выполнению. 1917-1991год- советский период развития мобилизационной подготовки, с 1995 — 1999 год становление мобилизационной подготовки в РФ,1999 — и по настоящее время этап развития оборонной и мобилизационной готовности страны.

Общие положения

  1. Под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом “Об обороне” специальных формирований (далее – специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
  2. Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.

Основные принципы и содержание мобилизационной подготовки и мобилизации

  1. Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом “Об обороне” и являются составными частями организации обороны Российской Федерации.
  2. Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:
  • централизованное руководство;
  • заблаговременность, плановость и контроль;
  • комплексность и взаимосогласованность.
  1. В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:
    1. нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
    2. научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;
    3. определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
    4. проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;
    5. подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации;
    6. проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;
    7. разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее – мобилизационные планы);
    8. подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
    9. проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;
    10. оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;
    11. создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;
    12. создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы Российской Федерации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;
    13. подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах;
    14. создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов;
    15. создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;
    16. подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;
    17. создание в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени;
    18. подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;
    19. организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
    20. подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;
    21. бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (далее – граждане, пребывающие в запасе), и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
    22. проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;
    23. повышение квалификации работников мобилизационных органов;
    24. международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Правовые основы мобилизационной подготовки и мобилизации

Правовыми основами мобилизационной подготовки и мобилизации являются Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон “Об обороне”, Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе”, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в данной области.

Мобилизационная подготовка в департаменте экономического развития

В департаменте экономического развития области создан мобилизационный орган в лице консультанта департамента Гончарова Игоря Михайловича.

Мобилизационный орган в целях организации мероприятий мобилизационной подготовки и контроля за их проведением осуществляет следующие функции:

  1. Разрабатывает предложения  по  проведению мероприятий, составляющих содержание мобилизационной подготовки и направленных на обеспечение выполнения установленных мобилизационных заданий по мобилизационной работе и на реализацию мер, осуществляемых при введении режима военного положения.
  2. Разрабатывает предложения по организации и обеспечению устойчивого управления в период мобилизации и в военное время в департаменте, его структурных подразделениях и в организациях имеющих мобилизационные задания.
  3. Организует разработку планов мероприятий по мобилизационной подготовке, мобилизационного плана, плана перевода на работу в условиях военного времени в департаменте.
  4. Организует   подготовку   должностных   лиц  департамента, его структурных подразделений, организаций, имеющих мобилизационное задание, к работе в период мобилизации и в военное время, в том числе на запасных (загородных) пунктах управления.
  5. Подготавливает предложения по обеспечению сохранности материальных ценностей мобилизационного резерва, а также по целевому использованию имущества мобилизационного назначения в случае ликвидации организации, имеющей мобилизационное задание.
  6. Готовит предложения по подготовке специалистов для замены, убывающих по мобилизации в департаменте .
  7. Организует подготовку учений и тренировок по переводу на работу в условиях военного времени и выполнению мобилизационных планов в департаменте .
  8. Проводит анализ выполнения мероприятий мобилизационной подготовки, состояние мобилизационной готовности к выполнению мобилизационных заданий и задач военного времени и представляет ежегодные доклады в установленном порядке.
  9. Готовит предложения по повышению квалификации работников организаций, имеющих мобилизационное задание.
  10. Участвует в подготовке материалов для проведения суженного заседания Совета безопасности области, осуществляет контроль за выполнением принятых решений.

По итогам работы в 2018 году департамент экономического развития занял I место по мобилизационной подготовки среди органов исполнительной власти и награжден почетной грамотой и переходящим кубком.

Источник: http://derbo.ru/informaciya/mobilizacionnaya-podgotovka/

Для любого государства важно состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, и способность им противостоять. Одним из способов реализации защиты государства является мобилизация и предшествующая ей мобилизационная подготовка.

Термин “мобилизационная подготовка” охватывает все связанное с подготовкой и действиями государства в мирное и военное время, а также с подготовкой населения на случай войны.

Мобилизационная подготовка и мобилизация в РФ проводятся на основе российского законодательства через системы устанавливаемых им норм и правил.

Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют правовое регулирование деятельности в области мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствии со своей компетенцией, установленной Конституцией РФ.

К косвенным формам регулирования относятся рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической, в т.ч. таможенно-тарифной, политики и др. Воздействуя с их помощью на экономические интересы и стимулы, государство влияет на поведение всех, кто участвует в мобилизационной подготовке и мобилизации.

Термин “мобилизация” происходит от французского понятия mobilization, которое образовано от латинского слова mobilis, т.е. подвижный. Данный термин определяет приведение кого-либо или чего-либо в активное состояние, сосредоточения сил и средств для достижения какой-либо цели.

Ведущим нормативно-правовым актом в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации является комментируемый Федеральный закон от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации”, принятый Государственной Думой 24 января 1997 года. Он устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти и военного управления, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, их должностных лиц, а также граждан России.

Серьезное влияние на практику мобилизационной подготовки и мобилизации оказывают политика, экономика, технический прогресс, развитие социальных институтов, а также иные условия. Об этом свидетельствуют положения Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 5 февраля 2010 г. N 146.

Статья 1. Основные понятия

1. В большинстве государств, в т.ч. и в Российской Федерации, выработана определенная система взглядов на подготовку к вооруженной защите и на саму вооруженную защиту.

В этих целях разрабатывается основополагающий документ, закрепляющий главные направления данной деятельности. В Российской Федерации таким актом стратегического планирования является Военная доктрина. Она утверждена Указом Президента РФ от 5 февраля 2010 г.

N 146, в ней важное место уделяется мобилизационной подготовке и мобилизации.

В настоящем ФЗ и других нормативно-правовых актах ведущее место занимает понятие мобилизационной подготовки. В Военной доктрине один из разделов также посвящен мобилизационной подготовке экономики, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Весь смысл мобилизационной подготовки заключается в заблаговременной подготовке экономики РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил РФ к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время. Она проводится в мирное время и включает в себя целый комплекс мероприятий. В этот комплекс, прежде всего, входит разработка и регулярная коррекция мобилизационного плана Российской Федерации, утверждаемого Президентом России, который в свою очередь представляет собой комплекс различных мероприятий, проводимых в мирное время. Мобилизационный план является документом особой важности, в котором указаны мобилизационные мероприятия и порядок их проведения. Он неразрывно связан с Планом стратегического развертывания Вооруженных Сил РФ.

Оба документа, как правило, готовятся в Генеральном штабе и утверждаются высшим руководством страны. В мобилизационном плане отражены основные направления подготовки экономики страны на военный период, к которым относятся:

– подготовка системы управления экономикой к устойчивому функционированию в период перевода на работу в условиях военного положения и в военное время;

– создание, совершенствование и эффективное функционирование системы мобилизационной подготовки органов государственной власти, а также организаций и предприятий, имеющих мобилизационные задания;

– оптимизация и развитие потребных мобилизационных мощностей и объектов;

– создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ресурсов в мобилизационном и государственном резервах;

– создание и сохранение страхового фонда конструкторской и технической документации для военного времени;

– сохранение и развитие объектов экономики, необходимых для ее устойчивого функционирования и выживания населения в военное время;

– подготовка финансово-кредитной, налоговой систем и системы денежного обращения к особому режиму функционирования в условиях военного положения;

– разработка и совершенствование нормативно-правовой базы мобилизационной подготовки и перевода экономики Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований на работу в соответствии с установленными планами;

– своевременное и в полном объеме финансовое обеспечение решаемых военной организацией государства задач;

– оптимизация расходов материальных ресурсов и денежных средств, направляемых на обеспечение военной безопасности, повышение эффективности их использования на основе взаимосвязанного, скоординированного реформирования всех компонентов военной организации государств;

– развитие научно-технической, технологической и производственной базы страны, Вооруженных Сил РФ и других войск, военной инфраструктуры в интересах обеспечения военной безопасности;

– обеспечение правовой защиты объектов интеллектуальной собственности, содержащихся в продукции военного назначения, а также в технологиях их разработки и производства;

– интеграция гражданского и военного секторов экономики страны и координация военно-экономической деятельности государства в интересах обеспечения военной безопасности;

– создание инфраструктуры государства с учетом решения задач по обеспечению военной безопасности;

– повышение уровня социального обеспечения военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и других войск, а также граждан, работающих в оборонном промышленном комплексе;

– обеспечение функционирования и совершенствование систем мобилизационной готовности и мобилизационной подготовки экономики и населения страны;

– накопление и содержание запасов материальных средств;

– осуществление взаимовыгодного международного военного (военно-политического) и военно-технического сотрудничества;

– выполнение международных договоров РФ в военно-экономической сфере.

Важным положением мобилизационного плана является создание и подготовка специальных формирований, которые в военное время используются в составе Вооруженных сил либо в интересах экономики страны (примером таких формирований служат народное ополчение, истребительные и партизанские отряды, трудовой фронт и т.д.). В этих целях осуществляется организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, а также подготовка граждан по военно-учетным специальностям.

Для достижения надлежащего уровня обеспечения необходимых потребностей Вооруженных сил и населения в военное время мобилизационная подготовка предусматривает форсированное поэтапное наращивание производства военной и иной необходимой продукции.

Данная деятельность возможна при создании и поддержании мобилизационных резервов (производственных площадей, станочного оборудования, запасов сырья и т.п.), топливно-энергетической базы, создании и применении упрощенных технологий по производству востребованной в военное время продукции.

В условиях военного времени Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям, федеральным органам и специальным формированиям требуются значительные объемы различной техники.

В этих целях в комплекс мобилизационной подготовки включаются мероприятия, направленные на ее подготовку и поставку при объявлении мобилизации.

В период мобилизации и в военное время большое значение имеет подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами, что также отражено в планах мобилизационной подготовки.

Для проведения в полном объеме обеспечивающей деятельности в период мобилизации и в военное время необходимы специалисты различных профилей, поэтому мобилизационная подготовка предусматривает бронирование граждан.

В целях успешной реализации всех пунктов мобилизационного плана подготавливаются соответствующая документация и схемы реорганизации всех уровней управленческого аппарата, создаются в установленном порядке запасные пункты управления, а также систематически проводятся учения и тренировки по мобилизационному развертыванию.

На нужды мобилизационной подготовки в Российской Федерации, как и в других странах, расходуются значительные объемы денежных средств бюджетов различных уровней государственной власти, а также организаций и предприятий. Такое финансирование мобилизационной подготовки проводится в порядке, определяемом Правительством РФ, и производится для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Работы по мобилизационной подготовке экономики Российской Федерации и субъектов РФ ведутся по договорам (контрактам), заключенным по инициативе соответствующих органов государственной власти.

Совместным приказом Минэкономразвития России, Минфина России, МНС России от 2 декабря 2002 г. N ГГ-181, 13-6-5/9564, БГ-18-01/3 утверждено “Положение о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики”.

Указанное положение обеспечивает методологическое и организационное единство в деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и налоговых органов по реализации мер экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Военная угроза или вооруженная агрессия в отношении страны предполагает приведение в необходимое состояние соответствующих структур согласно мобилизационному плану. Такие действия и являются мобилизацией, которая включает в себя комплекс различных мероприятий.

Прежде всего, мобилизация направлена на перевод Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Они должны приступить к выполнению своей основной задачи – отражению агрессии против Российской Федерации и ее союзников, нанесению поражения войскам (силам) агрессора и принуждению его к прекращению военных действий на условиях, выдвигаемых Российской Федерацией.

Мобилизация для силовых структур состоит из нескольких направлений.

К ним относятся укомплектование личного состава до полных штатов военного времени, доукомплектование войск боевой техникой, авто-, мототехникой и другими средствами передвижения, пополнение материальной части (то есть обмундирования, вооружения и снаряжения), формирование новых частей войск, управлений и заведений, необходимых на время войны, и т.д.

Для успешного проведения мобилизации государству необходимо всегда иметь в запасе армии такое число офицеров и рядовых, которое равнялось бы разнице между штатами мирного и военного времени.

В местах проведения мобилизации необходимо иметь в постоянной готовности запасы материальной части и военной техники для комплектования частей. Первое достигается организацией мобилизационного резерва армии, второе – устройством неприкосновенных запасов и созданием резервов техники.

Конечная цель мобилизации – с самого начала войны приобрести перевес над противником в боевой готовности войск.

Распределение и последовательность действий по мобилизации излагаются в особых наставлениях (данные документы являются секретными и предназначены для служебного пользования), где по дням точно обозначается весь ход мобилизации каждой части. Каждое ответственное лицо должно быть осведомлено о своих обязанностях на случай мобилизации и по получении соответственных распоряжений немедленно приступать к их исполнению.

В зависимости от масштабов проведения мобилизация подразделяется на два типа. Общая мобилизация распространяется на все Вооруженные Силы, проводится на всей территории страны. Частичная мобилизация охватывает войска одного или нескольких военных округов (флотов) или отдельные соединения (объединения).

Проводится такая мобилизация лишь на определенной части территории государства. Согласно Указу Президента РФ от 20 сентября 2010 г.

N 1144 “О военно-административном делении Российской Федерации” в России сформированы четыре военных округа – Центральный военный округ, Южный военный округ, Западный военный округ и Восточный военный округ.

Определение вида мобилизации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, масштабов ее проведения каждый раз зависит от складывающейся политической, военной и международной обстановки.

Объявление мобилизации, согласно ст. 87 Конституции РФ, Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ “О военном положении”, Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ “Об обороне”, входит в компетенцию Президента России.

Он объявляет о мобилизации в случаях агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

В условиях военного времени происходит перевод на соответствующий режим экономики Российской Федерации, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Источник: https://dokipedia.ru/print/5188019

Споров нет
Добавить комментарий