Какие отрывки из преступления и наказания могут попасться в егэ

Егэ — 2019

Какие отрывки из преступления и наказания могут попасться в егэ

За сочинение по литературе в декабре выпускники получают «зачёт» — «незачёт».

Рассмотрим основные требования к сочинению и критерии к нему.

Требование № 1. «Объем сочинения».

  • Минимальное количество слов — Если в сочинении минимум 250- слов, то ставится «незачёт».
  • Максимальное количество слов не установлено, поэтому ученик может писать сочинение в любом объёме, чтобы раскрыть полностью тему.
  • Рекомендуемое количество слов — 350. Именно этот объём позволит кратко, чётко раскрыть тему.

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения».

  • Данное требование предполагает, что ученик будет писать сочинение самостоятельно, не списывая из каких-либо источников. Даже если ученик не списывал, а воспроизвёл по памяти заученный текст, это тоже будет считаться несамостоятельной работой. Обратите на это требование особое внимание! В Интернете можно найти много анализов того или иного произведения. Подходите к данному материалу творчески, исходя из темы, которую вы выберете.
  • Можно приводить цитаты из текста. Полностью запомнить цитаты очень сложно. Это можно сделать лишь в том случае, если это отрывок из стихотворения или цитате небольшая. В основном передавайте суть высказывания. НО помните, что цитирование легко переходит в пересказ, что недопустимо. Цитаты не должны быть по объёму больше текста, написанного самим учеником.

КРИТЕРИИ.

Всего 5 критериев, по которым оценивается выпускное сочинение. Рассмотрим их.

1.«Соответствие теме»; 2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»; 3. «Композиция и логика рассуждения»; 4. «Качество письменной речи»;

5. «Грамотность».

Запомните:основными являются критерии 1 и 2. Если по ним ученик получил «незачёт», то по остальным критериям сочинение не оценивается. Это и понятно. Если не раскрыта тема, то какое значение имеет композиция сочинения, грамотное его оформление.

Критерий № 1. «Соответствие теме».

Выбирая тему, вдумайтесь в её формулировку. Ошибка учащихся заключается в том, что сочинение по ЛЮБОЙ теме одного из направлений, например, «отцы и дети», они пишут одинаково, хотя темы звучат по-разному.

Если сочинение написано не по теме, что ставится «незачёт», даже если рассуждения в сочинении были по направлению, например, «отцы и дети.

Учитесь понимать ТЕМУ, то есть о ЧЁМ вы должны писать в сочинении.

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».

Знание текста произведения – одно из требований к написанию сочинения.

Необходимо для аргументации приводить примеры из него, причём конкретные, а не общего характера (например, «Кирсанов и Базаров во многом имели разные взгляды» — а какие это разные взгляды?)
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы. Можно привести в пример два произведения, если необходимо показать противоположные характеры героев.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения».

При проверке учитывается, насколько композиционно продумано сочинение, как связаны в нём его части: вступление, основная, заключение.

Поверяется логика изложения, одно высказывание должно вытекать из другого, а писаться сами по себе.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи».

При оценивании сочинения обращается внимание на его речевое оформление. Мысли нужно выражать чётко, ясно, литературным языком, не допуская речевых ошибок.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения.

Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность».

Запомните: на каждые 100 слов допускается по 5 ошибок (любых: орфографических, пунктуационных, грамматических).
«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок.

Таковы требования к сочинению и критерии его оценивания. При подготовке к экзамену обязательно изучите их, чтобы не допускать неточностей, ошибок, чтобы ваша работа соответствовала «зачёту».

Успехов вам, ребята!

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Направления итогового сочинения 2018-2019 учебного года

1) Отцы и дети.
2) Мечта и реальность.
3) Месть и великодушие.
4) Искусство и ремесло.
5) Доброта и жестокость.

Конкретные темы сочинений будут разрабатываться Рособрнадзором и станут известны в день написания итогового сочинения – 5 декабря.

Источник: https://inspacemedia.ru/ege-2019-8/

Цитаты и аргументы егэ обществознание. Как написать эссе по обществознанию

Какие отрывки из преступления и наказания могут попасться в егэ

Здравствуйте, дорогие друзья: абитуриенты, родители и учителя!

На линии Иван Некрасов и сегодня мы выложим классный уникальный в своем роде в Интернете материал, как Вы уже догадались банк аргументов для написания эссе по обществознанию на максимальные баллы. Думаю, зачем это все Вы и так знаете

Источник: https://thestrip.ru/dlya-seryh-glaz/citaty-i-argumenty-ege-obshchestvoznanie-kak-napisat-esse-po/

Как успешно сдать огэ и егэ по литературе – Педагогический колледж

Какие отрывки из преступления и наказания могут попасться в егэ

ОГЭ по литературе — хороший тренинг перед тем, как сдавать ЕГЭ по литературе.

Самое сложное в ОГЭ по литературе – даже не сочинения, а конкретные вопросы, которые требуют прямого ответа. Для девятиклассников это трудно, потому что они привыкли писать “красиво” и ни о чем.

Например, в ОГЭ по литературе есть вопрос, о том, почему Базарова называют «рефлексирующим нигилистом». А школьники в ответ пишут о том, что Тургенев – великий писатель, а «Отцы и дети» — замечательный роман.

Все это “вода”, которой не место на экзамене.

Тексты на ОГЭ по литературе дают сложные. Например, «Собачье сердце» Булгакова, «Матренин двор» Солженицына, чеховские рассказы.
Могут дать переводной текст — например, фрагмент из Байрона, для сопоставления с текстом Лермонтова.

Сразу предупредим тех, кто сдает ОГЭ по литературе. Это непростой экзамен, и его выбирают не для того, чтобы “что-то сдать”. Работать при подготовке к ОГЭ по литературе придется много!

Обычно подготовка к ОГЭ по литературе проходит в школах стандартно. Учителя буквально заставляют девятиклассников читать классику, говоря, что этот материал необходим для написания итогового сочинения. А школьники предпочитают краткий пересказ произведений или сборники готовых сочинений. При этом серьезной подготовкой к ОГЭ по литературе,
то есть анализом текста, никто не занимается.

А на ОГЭ по литературе вы получите, например, фрагмент из баллады «Светлана» Жуковского, а для сопоставления — кусочек из «Евгения Онегина». Необходимо сопоставить эти тексты и ответить на вопросы: в чем сходство, в чем различие? А после этого написать небольшое сочинение примерно в 200 слов.

Готовит ли ваша школа к экзамену именно в таком формате? Учат ли вас писать сочинения строго по теме? Если да — значит, подготовка к ОГЭ по литературе станет отличной тренировкой перед более серьезным экзаменом — ЕГЭ.

Источник:

Рекомендации для сдающих ЕГЭ по литературе

Согласно статистике, литературу в качестве профильного предмета выбирают только 5 % абитуриентов. Такая цифра обусловлена тем, что в вузах не так много специальностей, для поступления на которые нужна эта дисциплина. Несмотря на «абсолютную гуманитарность», ЕГЭ по литературе не из самых простых, но стобалльников больше всего именно среди сдававших этот предмет. 

  • Общие рекомендации по подготовке
  • Советы по разделам

Чтобы и ваш уровень соответствовал необходимым требованиям, предлагаем изучить наш материал о том, как успешно написать ЕГЭ по литературе.

Общие рекомендации по подготовке

  1. Подготовьте цитатник. Сделайте распечатку с самыми важными фразами литературных героев. За несколько дней до экзамена возьмите в привычку ежедневно перед сном перечитывать цитаты. Доказано, что наиболее эффективное запоминание информации происходит за 15 минут до сна.
  2. Пишите сочинения.

    Составьте 2-3 мини-текста с учетом всех критериев, которыми руководствуются эксперты при проверке ЕГЭ по литературе. Это поможет до автоматизма отточить свои навыки и разобраться в том, как писать идеальное сочинение. Помните, что соблюдение формальных норм может принести не меньше баллов, чем содержание текста.

  3. Повторите имена всех главных и второстепенных героев.

    Для лучшего запоминания можете написать шпаргалки: конечно, ими пользоваться вы не будете, зато они помогут усвоить информацию быстрее и четче.

  4. Как можно больше читайте. Если вы задались целью сдать ЕГЭ по литературе на максимальный балл, то вам следует прочитать все включенные в кодификатор произведения.

    Ясно, что для этого понадобится много времени, но труды не останутся незамеченными и обязательно принесут плоды.

  5. Делайте конспекты произведений. При прочтении текста выуживайте из него ключевые для понимания характеров героев моменты и записывайте все важные детали в тетрадь. Перед ЕГЭ прочтите собранный вами материал и освежите свои знания.

    Не зацикливайтесь на малозначительных диалогах и описаниях, старайтесь осмыслить общую проблематику произведения.

  6. Изучайте смежные науки.

    Такие предметы, как история и философия, расширят диапазон познаний, а общая эрудиция поможет лучше ориентироваться в проблематике и временном (ударение на вторую «е») контексте произведений, соотносить сюжеты и фактами общественной, культурной жизни определенного периода.

  7. Уделите внимание теории и разберитесь с литературоведческими терминами.

Советы по разделам

ЕГЭ по литературе структурно изменился: теперь экзамен состоит не из трех, а из двух блоков. Первая часть содержит вопросы по анализу прозаических и стихотворных текстов, во втором разделе единственное задание — это написать сочинение на одну из четырех предложенных тем. 

Первый раздел включает в себя задания как по эпическим, драматическим, прозаическим, так и по стихотворным произведениям русской литературы.

Советы по выполнению заданий:

  • Не нужно давать ответ на вопрос, используя формулировку задания. Такие трюки не помогут, эксперты оценят их нулем баллов.
  • Помните, что учитывается не только смысловое содержание, но и речевое оформление рассуждений. Поэтому недостаточно правильно ответить на вопрос: важно сделать это грамотно.

Во второй части экзамена предлагается написать сочинение, объем которого должен быть не менее 200 слов.

Иначе эксперт просто не будет проверять вашу работу. На выбор предлагаются четыре темы по русской литературе от «Слова о полку Игореве» до произведений Арбузова, Розова, Рощина, Вампилова и Володина. При проверке сочинения оцениваются:

  • соответствие содержания теме;
  • умение использовать литературоведческую терминологию при анализе произведения;
  • логичность изложения;
  • ссылки на текст из произведения;
  • грамотность письменной речи. 

Как правильно писать сочинение на ЕГЭ по литературе, читайте в нашей следующей статье. 

Отзывы и обсуждения

Источник:

Советы при сдаче ОГЭ по литературе

ОГЭ – это первое серьезное испытание на пути вчерашних девятиклассников. Литература входит в число дополнительных предметов. Ее выбирают ученики, желающие работать в сфере журналистики и филологии, а также поступающие в театральные или художественные вузы. Чтобы успешно сдать ОГЭ, недостаточно просто прочесть книги из школьной программы – нужно грамотно их проработать.

Особенности экзамена

Ключевое отличие КИМов (контрольно-измерительные материалы) по литературе от других предметов – отсутствие заданий с краткими ответами. Поскольку основной целью ОГЭ по литературе – проверка способности интерпретировать содержание художественных произведений, они должны уметь ясно и грамотно выражать свои мысли.

Экзамен 2018 года составлен из четырех заданий, на выполнение которых дается 235 минут. Он построен на принципе абсолютной вариативности: ученики могут выбирать задания из нескольких предложенных вариантов. Для получения высшего балла необходимо:

  • проанализировать содержание художественного текста;
  • определить его жанр и род;
  • вычленить главную мысль и проблематику;
  • выработать характеристики главных персонажей;
  • выделить сюжетные особенности, определить композицию и привести примеры выразительных средств, использованных в тексте;
  • произвести сопоставительный анализ текстов;
  • выразить собственное мнение о прочитанном;
  • пересказать содержание и сделать логичный, обоснованный вывод.

Таким образом, структура экзамена нацелена на проверку следующих навыков:

  • умение анализировать прозаические и стихотворные произведения;
  • способность ориентироваться в историко-литературном процессе;
  • навык написания развернутых эссе с использованием художественного материала;
  • владение литературными терминами, знание основных тропов.

Самые досадные ошибки, которые допускают выпускники 9 класса на ОГЭ по литературе – это неточные цитаты, неправильное употребление терминов. Фактические ошибки включают неверное написание фамилий авторов или героев произведений. Нередки и орфографические или грамматические недочеты.

Как сдать ОГЭ по литературе на отлично

Чтобы избежать вычета баллов за совершенные ошибки, следует грамотно организовать подготовительный процесс. Первые шаги следует делать уже в начале девятого учебного года.

Читайте литературу и составляйте тезисы

Скачайте официальный список литературы, которую нужно проработать к экзамену. Начинайте читать произведения одно за другим, даже если вы уже читали их в прошлом. Параллельно заведите читательский дневник, в котором фиксируйте следующие данные о каждой книге:

  • имена и статусы главных героев, их характеристики и отношение друг к другу;
  • годы создания произведения;
  • полное имя автора;
  • основные проблемы, раскрытые в книге.

Источник: https://pedcollege2.ru/drugoe/kak-uspeshno-sdat-oge-i-ege-po-literature.html

Егэ 2019 сложности при сдаче, как подать апелляцию. банк аргументов в сочинении по русскому языку на егэ 2019

Какие отрывки из преступления и наказания могут попасться в егэ

А.И.Солженицын «Матрёнин двор». Проблема истинной и ложной красоты звучит и в творчестве писателей современной литературы: Солженицына, Астафьева, Распутина, Шукшина. героиня рассказа Солженицына «Матрёнин двор» наделена неброской внешностью. Повторяется лишь одна деталь – «лучезарная улыбка» Матрёны.

Как подготовиться к сочинению в последние дни перед ЕГЭ?

Во-первых, ещё раз вспомните критерии, требования к сочинению, его структуру .На сайте ТЕСТЫ — КЛАСС вы можете найти ссылку на моё видео , в котором очень подробно рассказано, какие части должны быть в сочинении, что нужно писать в каждой из них. Найдите время, посмотрите его.

Предугадать, какие конкретно темы будут на ЕГЭ, невозможно. Их очень много. Но есть ведущие, основные, по которым чаще всего бывают предложены тексты для анализа. Перечислю их.

  • Война.
  • Выбор.
  • Историческая память.
  • Детство.
  • Дружба.
  • Знания.
  • Искусство (что такое настоящее искусство, роль искусства в жизни человека).
  • Книги.
  • Культура.
  • Любовь.
  • Мать, материнская любовь.
  • Музыка.
  • Наука.
  • Нравственные качества ( здесь их может быть очень много).
  • Природа (бережное отношение к ней и её влияние на душу человека).
  • Профессия.
  • Родина.
  • Родители, связь поколений.
  • Самовоспитание.
  • Смысл жизни.
  • Спорт, здоровый образ жизни.
  • Техника.
  • Язык, речь, языковая культура.

Как видим, тем очень много. По каждой из них есть материал на сайте

ЭССЕ-ЕГЭ (ссылку можете тоже найти в группе ВКонтакте ). Здесь есть примерные проблемы, аргументы по темам.

Важно! Постарайтесь подобрать несколько произведений , в которых можно найти почти все перечисленные темы. Составьте для себя список, вспомните содержание в КРАТКОМ изложении . Выпишите и запомните имена героев , если вы их забыли.

Рекомендую включить в данный список следующие произведения:

  • Д.И. Фонвизин. « Недоросль».
  • А.С. Грибоедов . «Горе от ума».
  • А.С. Пушкин . «Евгений Онегин», «Капитанская дочка».
  • М.Ю. Лермонтов . «Герой нашего времени».
  • Н.В. Гоголь . «Мёртвые души», «Ревизор», «Шинель».
  • И.С. Тургенев . «Отцы и дети».
  • Л.Н. Толстой . «Война и мир».
  • М.Е. Салтыков-Щедрин . «Господа Головлёвы».
  • Ф.М. Достоевский . «Преступление и наказание».
  • И.А. Гончаров . «Обломов».
  • А.Н. Островский . «Гроза».
  • А.П. Чехов . «Вишнёвый сад», «Ионыч».
  • И. Бунин . «Тёмные аллеи».
  • В.Г. Короленко . «Господин из Сан-Франциско», «Дети подземелья», «Слепой музыкант».
  • А.И. Куприн . «Гранатовый браслет».
  • А.М. Горький . «На дне», «Мать», «Старуха Изергиль».
  • М.А. Шолохов . «Тихий Дон», «Судьба человека».
  • М.А. Булгаков . «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Роковые яйца».
  • В.В. Быков . «Сотников».
  • Б.Л. Васильев . «А зори здесь тихие».
  • В.П. Астафьев . «Царь-рыба».
  • В. Г. Распутин . «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «Уроки французского».
  • А.И. Солженицын . «Матрёнин двор».

Это список программных произведений. А сейчас предложу те произведения, которые были даны для внеклассного чтения, возможно, вы их, ребята не анализировали на уроках, но в них очень много важных тем и проблем, которые могут быть на ЕГЭ.

  • Ч.Т. Айтматов . «Плаха».
  • А.И. Приставкин . «Ночевала тучка золотая».
  • А.И. Солженицын . «Архипелаг ГУЛАГ».
  • Е.И. Замятин . «Мы».

Список большой, скажете вы. Но это произведения, о которых вы говорили на уроках в течение нескольких лет. Думаю, что многие вам хорошо известны. Поэтому вспомните их, прочитайте в кратком изложении . Не допускайте фактических ошибок в сочинении.

Анализ многих произведений дан на моём сайте literaturа-ege.ru, ссылка на который дана ВКонтакте.

Как быть со вторым аргументом ? Лучше, если он тоже будет из художественной литературы. Если не сможете подобрать такой пример, то вспоминайте что-то из истории страны, из жизни выдающихся личностей.

Хочу порекомендовать вам прочитать краткую информацию в Интернете о следующих выдающихся личностях . Этот материал, я уверена, вам очень пригодится.

  • М.В. Ломоносов – великий учёный, поэт.
  • Ю.А. Гагарин – первый космонавт.
  • Д.Д. Шостакович – автор 7- ой «Ленинградской» симфонии, которая звучала в осаждённом Ленинграде.
  • А.Т. Твардовский , роль его книги «Василий Тёркин» в годы войны.
  • И.И. Левитан, И.И. Шишкин, И.К. Айвазовский и др.– прочитайте материал о любом талантливом художнике. Можно будет порассуждать о влиянии их произведений на души людей.
  • Д .И. Менделеев, Н.И. Пирогов и др. талантливые деятели науки.
  • И. Роднина, В. Харламов и др. спортсмены, прославившие страну своими победами.
  • Доктор Лиза – Е.П. Глинка, врач, общественный деятель, правозащитник.
  • А.С. Макаренко – педагог.

Таким образом , в последние дни перед ЕГЭ предстоит большая, серьёзная работа. Не расслабляйтесь, сконцентрируйте волю, серьёзно готовьтесь, ведь от результатов ЕГЭ завит ваше поступление в вузы.

Сложности сдачи ЕГЭ по русскому языку в 2019 году

Русский язык относится к сложным языкам мира. И даже то, что это наш родной язык в сдачи экзаменов роли не играет. Путаница с одной и двумя «н», проблемы с паронимами (например, слова «представить» и «предоставить»), проблемы с определением типов речи (не умеют различать описание, повествование и рассуждение)… вот не полный перечень того, с чем еще вы можете не справиться.

Первое: нельзя писать «

Второе: запретили писать «в данном тексте» или «в данном для анализа тексте»…

Третье: запретили выпускникам писать очень много, оптимально — 250–300 слов. Обосновано тем, что в больших сочинениях больше ошибок, да и экспертам читать слишком много.

Четвертое: запрещено писать «В заключение хочу сказать…» Рекомендованы новые клише для сочинения: «Эту проблему автор текста рассматривает на примере…», «Для сравнения обратимся ко второму примеру…», «Сравнивая два примера, мы приходим к выводу…»

Кроме этого, ученикам не рекомендуется писать слова «автору удалось передать».

Все об апелляции после экзаменов ЕГЭ

Уже начались заключительные экзамены выпускников — самое главное их испытание, к которому они готовились несколько лет.

Каждый ребенок по праву рассчитывает на свой лучший результат, но порой его поджидают различные сложности на пути к высшему баллу. Одна из них — некорректная проверка экзаменационных работ.

В этой ситуации у детей и родителей есть право запросить пересмотра аттестационной работы с помощью процедуры апелляции.

Сразу стоит сказать, что идти на апелляцию необходимо только тогда, когда вы точно уверены, что работу проверили некорректно. Понять это можно, лишь внимательно проанализировав все выложенные в личном кабинете документы.

Пошаговая инструкция полного «разбора полётов»:

  • Проверьте, ваши ли бланки ответов в личном кабинете. Конечно, маловероятно, что вы обнаружите чужую работу, но теоретически это возможно. В случае ошибки срочно обращайтесь во все инстанции с просьбой разобраться: в школу, в Рособрнадзор, в Региональный центр обработки информации (РЦОИ) вашего региона.
  • Внимательно сверьте два документа: бланк ответов на тестовые вопросы ЕГЭ и лист компьютерного распознавания. Каждая буква и цифра должна совпадать с компьютерным аналогом. Помнить наизусть все свои задания вы, конечно, не можете. Даже если у вас феноменальная память и вы записали свою работу от первого до последнего задания, подать апелляцию по поводу неправильной проверки тестовой части (задания с краткими ответами) вы не сможете: это не предусмотрено законом. Первым делом проверяйте, насколько правильно компьютер считал ваши «каракули». Дело в том, что технические ошибки считывания встречаются довольно часто. Например, вместо «4» компьютер может увидеть «1». Бывали казусы с буквой «ё». Если вы обнаружили что-то подобное, то, конечно, подавайте апелляцию. Можете быть уверены, что баллы за правильные ответы вернут без проблем.
  • Постарайтесь восстановить в памяти задания с развёрнутыми ответами, чтобы проверить, правильно ли вам начислены баллы за эти задания. Мы всегда советуем участникам ЕГЭ после того, как они вышли из ППЭ, записать по памяти все задания с развёрнутым ответом. Когда придут результаты, задания вам пригодятся для анализа. Тестовые вопросы записывать не обязательно: как вы уже знаете, их на апелляции не обсуждают. Только не вздумайте тайком переписывать задания в аудитории или в туалете, вас тут же удалят с экзамена!

Вам предстоит самостоятельно проверить вторую часть заданий и понять, не расходятся ли они с оценкой экспертов. На этом этапе советуем не ограничиваться самопроверкой, обязательно покажите задания и сканы бланков учителю или репетитору.

Опыт показывает: чем больше учителей-предметников посмотрит вашу работу, тем быстрее вы приблизитесь к ответу на вопрос, есть ли смысл подавать апелляцию. Внимательно слушайте аргументы взрослых, но решение принимайте сами. Апелляция — это сложное испытание, которое нередко заканчивается фиаско.

После тщательной перепроверки вы должны быть уверены в своей правоте.

Как и где подать апелляцию:

Подать апелляцию в случае технической ошибки при считывании ответов и в случае некорректного начисления баллов за задания второй части можно в течение двух рабочих дней после официального объявления результатов ЕГЭ.

В предыдущие годы суббота тоже считалась рабочим днём, так что внимательно следите за графиком объявления результатов и графиком апелляций на официальных сайтах. Например, можете смотреть информацию в РЦОИ своего региона.

Чтобы подать заявление на апелляцию, нужно прийти в школу и заполнить бланк заявления. Администратор запишет вас на специальном сайте на конкретный день и конкретное время.

Источник: http://sovet-sadovody.ru/ege-2019-slojnosti-pri-sdache-kak-podat-apelliaciu-bank-argymentov-v-sochinenii-po-rysskomy-iazyky-na-ege-2019/

Как сдать ЕГЭ по литературе на 90 баллов и выше

Какие отрывки из преступления и наказания могут попасться в егэ

Автор сайта ГодЛитературы.РФ, студент МГИМО, рассказывает, как он получил за ЕГЭ по литературе 91 балл

Александр Смолин
newtonew

ЕГЭ по литературе я сдавал в 2014 году. С тех пор ЕГЭ пытались несколько раз изменить, но сами задания по сути изменились не сильно. Поэтому, надеюсь, мои советы помогут выпускникам подготовиться к экзамену и сдать его на максимальный балл. Сам я получил 91 балл — самый высокий у нас в Ставропольском крае.

Готовиться советую начинать заранее, с сентября. Признаюсь сразу, занимался я с репетитором. Мне с ним, вернее с ней, очень повезло. Изначально я думал, что заниматься с другими школьниками вредно для успеваемости, но быстро понял, как я ошибался. Мы готовились группой из трех человек — я и две девочки из моей школы.

Первым делом нам рассказали про кодификатор — перечень всего того, что может попасться на экзамене. Это произведения русской литературы, начиная от «Слова о полку Игореве» и заканчивая «Одним днем Ивана Денисовича» А. И. Солженицына. Но главная проблема в том, что там есть тексты, которые в школе не проходят.

Нас строго предупредили, что в письменных ответах 9 и 16 (раньше С2 и С4), где требуется сравнить прозаическое и стихотворное произведения с другими из литературного контекста, можно использовать примеры только из русской литературы. А любое обращение к зарубежной классике вынудит экзаменаторов ставить нули.

Список обязательной литературы оказался довольно внушительным. Но там не оказалось, например, «Левши» или «Очарованного странника» Н. С. Лескова, тургеневской «Аси», которые в нашей школе мы изучали на уроках литературы. А вот сатирические сказки Салтыкова-Щедрина туда вошли.

Кроме того, некоторые произведения, например «История одного города» того же Михаила Евграфовича, были «для обзорного изучения», и репетитор сказала, что они почти наверняка не попадутся на экзамене (или могут попасться скорее всего там, где у нас есть право выбора, то есть как тема для большого сочинения).

Стихотворения представляли не меньшую сложность, чем эпические и драматические произведения. Во-первых, их было много. Во-вторых, их нужно было учить наизусть, поскольку цитаты в задании 16 (раньше С4) — вещь очень полезная. В-третьих, их нужно понимать и уметь анализировать

Но я ничуть не жалею, что выучил их. Это получилось как-то само собой во время тренировочных заданий. У любого получилось бы. От некоторых стихотворений мурашки бежали по коже от восхищения. На школьных уроках литературы такого не было.

«Оттепель» русской поэзии и все, что после нее, в ЕГЭ не вошло. Не было ни Ахмадулиной, ни Вознесенского, ни Евтушенко, ни Окуджавы, ни Бродского — хотя опыт последних двух лет показывает обратное: стихотворения этих поэтов стали активно включать в экзаменационные задания.

Один из главных мифов о ЕГЭ звучит примерно так: если что-то не прочитать, будет плохо. Проверено на собственном опыте — это не так. Лично я не смог осилить «Тихий Дон» и «Обломова».

Зато перечитал другие произведения: «Преступление и наказание», «Мертвые души» и далее по списку. Как вы поняли, ни шолоховское, ни гончаровское творения мне не попались.

И еще один важный момент: знание содержания произведения и умение его понимать и анализировать — это совершенно разные вещи.

Теперь о самих экзаменационных заданиях. B-часть — очень легкая, нужно всего лишь знать термины.

Например, определение эпоса и драмы, рассказа и романа, антитезы и оксюморона, романтизма и сентиментализма, фабулы и пафоса. В общем, вы поняли, о чем я. Объяснять, что это такое, не нужно.

Тебе дают определение, а ты просто пишешь слово в бланке ответов. Я не помню, сколько баллов давали за эту часть, но знаю, что очень мало.

Другое дело — C-часть. Где нужно было написать 5 мини-сочинений. Тогда они назывались С1-С4 (сейчас задания 8, 9 и 15,16) и одно большое — С-5 (задание 17.1-17.3).

Для меня самым сложным на ЕГЭ по литературе оказались нехватка времени и боль в пальцах руки от интенсивного письма. И, конечно, постоянная концентрация и аналитическое мышление. А еще я очень боялся, что мой почерк не разберет ни один эксперт. Запоминание цитат по сравнению с этим — цветочки.

Тем более что можно было в 8 и 15 заданиях (тогда С1 и С3) «закавычить» то, что цитатой, возможно, не является.

С1 и С3 (сейчас — 8 и 15) были схожи тем, что в них по прозаическому и по стихотворному произведениям соответственно были заданы вопросы, на которые надо было развернуто ответить. В этих заданиях снижали балл за пересказ текста вместо анализа (а если плохо понимаешь, о чем речь, избежать пересказа практически невозможно), за попытку рассуждений, не относящихся к теме, и, что самое страшное, за фактические ошибки.

Например, назвал ты драму Островского «Гроза» трагедией — снимают балл. Зато с использованием цитат проблем не было — тексты, необходимые для анализа, были напечатаны перед вопросами

В С2 и С4 (сейчас — 9 и 16) задается вопрос: «Где еще в русской литературе встречается проблема (или мотив, или художественный прием), указанная в данном прозаическом отрывке или стихотворном произведении?» На мой взгляд, эти задания даже сложнее, чем С5.

Представьте, чтобы не потерять баллы, вам нужно вспомнить кучу произведений, выбрать из них как минимум два, которые можно хоть в чем-то уподобить, найти позиции для сравнения, сравнить, причем желательно привести цитаты для подтверждения своих мыслей. А в С4 цитаты — нередко довольно большие части стихотворения или даже несколько стихов. Для этого и нужно их учить.

Позиции для сравнения и аргументы должны быть сильными. Проблема в том, что объективно оценить это задание невозможно: одному проверяющему аргументы покажутся убедительными, а другому — нет

Метод работы с заданиями раздела С2 следующий — во вступлении перечисляешь все произведения, которые хочешь сравнить.

В первом абзаце основной части находишь сходства и различия между произведением из задания и первым названным тобой, во втором абзаце проделываешь то же самое, но со вторым предложенным произведением.

Наконец, в выводе еще раз все сравниваешь, причем важно не повторяться. Поначалу думал, что это почти невозможно, но к экзамену все становится возможным.

Наконец, С5 (сегодня — задание 17.1-17.3) — самое ценное. За него, если мне не изменяет память, давали около половины баллов. Да, да, вы правильно прочитали. А писать его в условиях нехватки времени более чем «нервотрепно».

С5 — большое сочинение на выбор. Выбираешь одну из трех тем и раскрываешь ее. Причем раскрываешь максимально полно. Тут оценивается многое, но главное — содержательный аспект. Если проблема не раскрыта, ни на что остальное эксперт не посмотрит.

И за ЕГЭ вы получите максимум 50 баллов, при условии, что все остальное выполнено идеально. Второй критерий — термины, те самые, которые были в B-части.

В 2014 году их нужно было употребить не менее 10 (цифра, конечно, условная, но зато она вписывается в формулировку критерия «высокий уровень владения терминологией»). Сегодня, кстати, критерий изменили и прописали, что хотя бы в одном месте термин должен использоваться для анализа.

Третье — цитирование, краткий пересказ эпизода, описание — словом, все, что докажет знание текста. В этом случае краткий пересказ не возбранялся. Четвертое — логика и связность текста, тут все понятно.

Наконец — то, на что обращают внимание всегда, но снижают только в С5, — речевые ошибки (сегодня уже речь оценивают в 8 из 15 заданий).

Кстати, прелесть экзамена по литературе в том и состоит, что на грамматику не обращают внимания. Это — очень-очень хорошо. Потому что в спешке иногда невесть что напишешь.

Мне в школе по литературе из-за жесткого оценивания грамматических ошибок иногда даже «2» ставили.

Удачи всем, кто будет сдавать ЕГЭ по литературе в этом учебном году!

Источник: https://godliteratury.ru/events-post/kak-sdat-egye-po-literature-na-90-ballov

Споров нет
Добавить комментарий