Характеристика на воспитателя детского сада от заведующей

» Какими качествами должен обладать воспитатель ДОУ?

Характеристика на воспитателя детского сада от заведующей

Профессия воспитателя известна с давних времён. Сегодня это одна из самых нужных и значимых профессий, ведь занятые родители не всегда могут посвятить достаточное количество времени своему малышу, а тем более — сформировать у него важные умения и навыки, подготовить к школе.

Именно воспитатель научит вашего кроху самостоятельности, правилам поведения, необходимым дошкольнику знаниям.

Каков его идеальный портрет? О том, какие качества воспитателя будут способствовать его эффективной и успешной профессиональной деятельности в дошкольном детском учреждении (ДОУ) — в нашей статье.

Воспитатель ДОУ — это призвание

Воспитатель детского образовательного учреждения – это даже не профессия, а настоящее призвание, а ещё — ежедневный нелёгкий труд. Чтобы стать воспитателем надолго и всерьёз, нужно почувствовать, что педагогика – дело всей вашей жизни, и работать на совесть, передавая детям всё лучшее, что в вас есть, отдавая всю душу.

Василий Сухомлинский, всемирно признанный идеолог гуманистической педагогики, подчёркивал, что тот настоящий педагог, чья деятельность направлена на воспитание гуманной личность.

Согласно В. Сухомлинскому, настоящий воспитатель должен:

  • любить детей – это самое главное
  • заботиться о них
  • уважать личность каждого ребёнка и верить в него
  • знать душу каждого малыша и понимать её
  • трепетно относиться к духовному миру ребёнка, его природе
  • оберегать и развивать чувство собственного достоинства малыша
  • стать настоящим другом каждому ребёнку.

Если качества воспитателя соответствуют этим гуманистическим принципам педагогики, сможет воспитать малыша внимательным, благородным, добрым, интеллектуально развитым, патриотичным, неравнодушным к проблемам окружающих, культурным, ответственным, честным, тактичным, чутким, трудолюбивым человеком.

Обязанности воспитателя детского сада

Обязанности воспитателя ДОУ указаны в ряде нормативных документов, таких как трудовой (коллективный) договор, должностная инструкция воспитателя, правила и нормативы санэпидстанции и пр. Эти документы регламентируют деятельность воспитателя ДОУ.

Сейчас дошкольное образование развивается с учётом интенсивного внедрения инноваций в педагогический процесс. Поэтому к деятельности воспитателя в настоящее время выдвигаются новые, современные требования. Работа воспитателя ДОУ должна строиться на основе четырёх компонентов:

  • коммуникативно-личностное развитие ребёнка
  • познавательно-речевое
  • художественно-эстетическое
  • физическое.

Педагогический процесс в ДОУ осуществляется на основе педагогического взаимодействия воспитателя и ребёнка. Поэтому воспитатель должен быть профессионально компетентен.

«Уровень профессионализма воспитателя определяет профессиональная компетентность — способность качественно и эффективно вести педагогическую деятельность на основании должностных обязанностей, научной образованности и ценностном отношении к педагогике как виду деятельности».

Компетентность воспитателя ДОУ определяет то, что он обладает необходимыми для проведения педагогической деятельности установками, ценностями соответствующими личностными характеристиками, теоретическими знаниями, профессиональными качествами, которые необходимо постоянно совершенствовать путём самообразования.

Воспитатель должен обладать определёнными профессиональными компетенциями

К профессиональным компетенциям и обязанностям воспитателя детского сада относятся:

  • знание специфики системы дошкольного образования, а также особенностей организации воспитательно-образовательной работы дошкольниками разного возраста
  • знание и понимание закономерностей развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве
  • знание особенностей становления и развития детских видов деятельности в раннем и дошкольном возрасте
  • умение организовать необходимые для дошкольного возраста виды деятельности (игровую и предметно-манипулятивную), обеспечивая тем самым развитие детей
  • умение организовать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников
  • знание теории и владение педагогическими методиками познавательного, личностного и физического развития детей
  • умение планировать, осуществлять и анализировать педагогико-образовательную работу с дошкольниками в соответствии со стандартом дошкольного образования
  • умение планировать и корректировать педагогические задачи (самостоятельно, а также в содружестве с психологом и другими специалистами) в соответствии с результатами мониторинга развития детей, с учётом индивидуальных особенностей каждого дошкольника
  • способность выполнять рекомендации психолога, логопеда, дефектолога и других специалистов в работе с дошкольниками, которые испытываю сложности в освоении учебной программы, а также детьми с особыми потребностями
  • умение создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, обеспечивающую безопасность жизни дошкольников, сохранение и укрепление их здоровья и эмоционального благополучия в период пребывания в ДОУ
  • владение методами и способами психолого-педагогического мониторинга, благодаря которому становится возможным отследить результаты освоения дошкольниками учебной программы, уровень сформированности у них необходимых качеств, необходимых для последующего обучения в начальной школе
  • владение методами и способами психолого-педагогического консультирования родителей дошкольников
  • умение выстраивать правильное взаимодействие с родителями для решения педагогических задач
  • умение планировать, реализовывать и оценивать свою педагогическую деятельность с детьми раннего и дошкольного возраста.

Хороший воспитатель должен быть добрым и терпеливым

Какие же личностные качества должны быть присущи хорошему воспитателю детского образовательного учреждения? Рассмотрим их:

  1. Доброта и терпение. А ещё справедливость, милосердие, понимание и главное — любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека — основополагающие для воспитателя.
  2. Высокие нравственные качества. Если воспитатель сам не обладает качествами, которым он учит детей, то как же он их этому научит? Педагог ДОУ должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним.
  3. Организаторские способности. Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно — это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя ДОУ.
  4. Трудолюбие. Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если будете всем сердцем любить свою профессию — работать будет одно удовольствие.
  5. Позитивный настрой. Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.
  6. Способность к творчеству. В детском саду приходится много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.

Без творческой составляющей работа воспитателя не будет эффективной

«Совет. Очень важно уважать личность ребёнка. Это значит, уметь с ним общаться, выслушивать и понимать его потребности, не раздражаться при непослушании, находить способы тактичного и настойчивого педагогического воздействия, видеть лучшее в ребёнке».  

Список нужных личностных качеств воспитателя ДОУ можно продолжить. Кроме этого, педагог должен иметь ряд профессиональных знаний, на­выков и умений, важных для успешного проведения образовательной деятельности в детском образовательном учреждении.

Профессиональное мастерство

Факт, что воспитательная деятельность в детском саду требует большого терпения. Некоторые полагают, что педагогом может стать только тот, кто имеет врождённые специальные способности, однако это весьма спорный вопрос. Нужные педагогу специальные знания, профессиональные умения и навыки можно приобрести и развить.

Воспитание заключается не в назойливых поучениях и бесконечных нотациях: своим од­нообразием они вызовут у дошкольников лишь скуку и тоску.

Профессиональное мастерство педагога ДОУ проявляется в понимании, что наиболее действенными являются не только словесные методы воспитания, а в значительно большей мере добрые и нравственные поступки: помощь окружающим, проявление сочувствия и милосердия и др.

Поэтому воспитателю необходимо нарабатывать свой педагогический опыт в том, чтобы уметь легко организовывать такую деятельность детей.

Чтобы обучать детей, воспитатель должен иметь глубокие познания в разных областях

Воспитатель должен иметь глубокие знания по:

  • педагогике
  • возрастной психологии
  • основам безопасности жизнедеятельности и оказанию первой помощи
  • этике и эстетике
  • принципам и содержанию организации дошкольного воспитания.

Воспитатель ДОУ должен:

  • знать и уметь применять методики обучения и развития детей
  • уметь организовывать и активизировать познавательную деятельность воспитуемых.

Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют:

  • владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей
  • широкая эрудиция
  • педагогическая интуиция
  • высокий уровень интеллекта
  • высокоразвитая нравственная культура.

Критерии оценки работы воспитателя

Как оценить работу воспитателя? Посмотрите, как он строит своё общение с детьми.

Обратим внимание на личностную сторону общения.

Если воспитатель ведёт себя интеллигентно, спокойно, уважительно по отношению к детям, уделяет каждому из них внимание, умеет выслушать и помочь – то перед вами о, беззаветно любящий своё дело.

Про таких говорят – «он на своём месте». И даже если он ещё не обладает большим педагогическим опытом, то, благодаря любви к профессии и детям, он, несомненно, его приобретёт.

Если «педагог» ведёт себя не сдержанно, кричит, командует приказным тоном, не особенно следит за детьми, то такой человек, увы, не будет хорошим пример для подра­жания для ребёнка.

С точки зрения содержательной стороны профессиональной деятельности воспитателя, следует обратить внимание на то, применяет ли педагог новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий.

Воспитатель должен применять новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий

Роль воспитателя в образовательном процессе ДОУ велика. Воспитатель влияет на становление личности малышей, передаёт им нужные знания и формирует личностные качества. Поэтому, для того чтобы позитивно влиять на саморазвитие дошкольников, педагог сам должен представлять собой высокоразвитую нравственную личность и постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство.

Если у вас возникли сложности или проблемы – вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

Источник: https://paidagogos.com/kakimi-kachestvami-dolzhen-obladat-vospitatel-dou.html

Характеристика на воспитателя

Характеристика на воспитателя детского сада от заведующей

Характеристика на воспитателя — документ, содержащий основные сведения о специалисте, его профессиональных и личных качествах и используемый для аттестации, представления на поощрение или награждение, при присвоении новой квалификационной категории или для иных целей. 

Он необходим для:

  • подтверждения квалификации педагога;
  • описания его профессиональных и личностных качеств;
  • перечисления достижений, заслуживающих поощрения;
  • доказательства повышения уровня профессионального мастерства. 

Школа Менеджера образования — это портал с онлайн-курсами повышения квалификации для педагогов и руководителей ОО. Выберите необходимый курс с понятными и наглядными лекциями. После прохождения онлайн-теста вы получите удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Характеристика на воспитателя детского сада: назначение

Личность воспитателя претерпевает изменения в процессе осуществления профессиональной деятельности и должностных обязанностей, в ходе работы над самообразованием и саморазвитием, а потому составление характеристики в завидной регулярностью всецело оправдано необходимостью отражать актуальный уровень компетентности педработника. 

Документ, характеризующий профессиональное мастерство воспитателя, составляется заведующей детского сада или родителями воспитанников. Работу младшего воспитателя, как правило, характеризует штатный психолог или работник отдела кадров, а характеристика воспитателя — обязанность руководителя. Однако на деле заведующий может делегировать эту обязанность как штатному методисту, так и другому сотруднику, принимая тот факт, что ему придется ставить подпись под текстом, составленным другим человеком. Образец характеристики на воспитателя имеет свободную форму изложения и общедоступен для скачивания.  

Документ составляется в двух экземплярах, из которых один подшивается в личное дело специалиста, а второй — направляется по месту требования адресату.

Текст этого официального документа составляют вдумчиво, избегая банальных фраз, стремясь описать положительные личностные и профессиональные черты специалиста.

На законодательном уровне содержание характеристики не регламентировано, однако практика требует раскрытия в документе следующей информации.

Структурный элементОписание
Вводные данныеНазвание детского сада, группы или иного подразделения, за которым закреплен воспитатель. Стаж работы воспитателя в учреждении.
Общие сведенияБиографические и паспортные данные: ФИО педагога, дата рождения, семейное положение, контактная информация, место проживания. Образование по профилю, курсы повышения квалификации, мастер-классы, семинары и вебинары, наличие грамот, дипломов и наград, публикаций в профессиональной периодике, участие в конференциях. Для педагогов с большим стажем указывают, как его опыт наследуется в МБДОУ, печатных изданиях и глобальной сети. 
Профессиональные качества

В этом блоке характеристики на воспитателя приводятся конкретные примеры и подтверждения компетентности специалиста, соответствия его должностной инструкции. 

  • Профессиональные обязанности и эффективность их выполнения. Знание ключевых законодательных актов и действующих локально-нормативных актов, отражающих деятельность учреждения и его работников, детской физиологии и психологии, прав детей. Умение находить общий язык с дошкольниками, поддерживать дисциплину в группе, организовывать их деятельность, предотвращать и успешно разрешать конфликтные ситуации между воспитанниками. Навыки взаимодействия с родителями дошкольников. 
  • Уровень развития гностических навыков воспитателя, которые он использует для диагностики взаимоотношений воспитанников, познания семейной микросреды дошкольников, оценки эффективности используемых педтехнологий, внедрения передовых методик, изучения закономерностей развития детей, психологии дошкольников. Степень развития конструктивной деятельности педработника, что отражается на его умении планировать и проектировать работу, систематизировать и выбирать материал для просветительской и воспитательно-образовательной деятельности. Творческое начало, практика применения конструктивных умений педагога. Организаторская деятельность воспитателя, который координирует деятельность родительского или детского коллективов. 
  • Педагогические методики и приемы, которые воспитатель использует в воспитательно-образовательной работе, практика самообразования и обмена опытом, достигнутые благодаря этому результаты (на примере деятельности детей), прогностические, а также навыки диагностики физического и психологического уровня развития детей, степень их готовности к обучению в школе. Навык работы с методическими материалами, практика интеграции образовательных областей, личностно-ориентированный подход к дошкольникам, создание необходимой предметно-пространственной среды. 
Личностные качестваВнимательность к детям, организованность, уравновешенность, терпеливость, тактичность, гуманность, исполнительность, стресоустойчивость, трудолюбие, чистоплотность. Воспитатель должен не только любить детей, но также проявлять к ним искреннюю заботу и уважение, использовать разумную строгость, психологию доверия и справедливости, обладать педагогической этикой и знаниями психологии отношений. 
ДополненияДокумент может быть дополнен подписями родителей воспитанников, портфолио и копиями документов, подтверждающих вышеуказанные сведения. 
АнализКритические замечания, анализ сильных и слабых сторон специалиста (однако зачастую документ составляют в позитивном ключе, отказываясь от негатива и острой критики). 

В соответствии с назначением различают три (иногда четыре) разновидности характеристик.

  • Характеристика на аттестацию. Поскольку воспитатели детского сада, как и другие педработники систематически проходят аттестацию, раз в пятилетие или чаще, если того требуют обстоятельства, им выдается характеристика, отражающая уровень компетентности, профессионального мастерства, умений и знаний согласно должности. Заведующий ДОУ посещает открытые занятия, изучает портфолио, результаты самообразования воспитателя, проводит устное собеседование и консультирование, чтобы установить уровень профессионализма и составить характеристику на воспитателя
  • Характеристика на соответствие должности. Если воспитатель не имеет квалификационной категории, раз в пятилетие он должен подтверждать, насколько его компетенции соответствуют занимаемой должности. В этом случае старшие сотрудники детского сада (старший воспитатель или заведующий) составляют предметную характеристику, в которой детализируют функциональные обязанности и компетенции специалиста. 
  • Характеристика воспитателя на награждение. Внутренняя характеристика составляется для обоснования награждения воспитателя почетной грамотой. В этом случае заведующий, старший воспитатель или иной ответственный специалист использует свободный стиль изложения, в положительном ключе составляя служебную рекомендацию. Этот документ заведующий заверяет печатью и своей подписью, а затем отправляет в районное ведомство, курирующее утверждение кандидатуры на награждение. Характеристика с представлением воспитателя, добросовестно, усердно и ответственно выполняющего свои обязанности, к ведомственной награде может быть составлена родителями воспитанников. Если коллеги выражают согласие, составляется аналогичная характеристика от руководства ДОУ, а на уровне муниципалитета собирается пакет документов для присвоения педработнику грамоты, награды или звания.
  • Характеристика-представление. Этот документ используется для представления заслуг специалиста на региональном и всероссийском уровне масштабного конкурса «Воспитатель года», он также актуален при переводе или повышении (продвижении педагога по карьерной лестнице). В ходе подготовки к нему составляется служебная характеристика на воспитателя, в которой акцентирую внимание на инновациях, разработанных или апробированных педагогами в своей практике, составлении уникальных методик развития и воспитания дошкольников. 

Характеристика на воспитателя: примерная структура документа 

Структура характеристики на воспитателя ДОУ зависит от назначения документа, поскольку образцы текста для аттестации и для представления на поощрение в значительной мере отличаются. Это официальный документ, который должен соответствовать следующим требованиям:

  • лаконичное и четкое изложение фактов, приведение конкретных примеров, поэтапное изложение информации;
  • соответствие действительности (лучше отказаться от искажения или приукрашения фактов, которые можно легко проверить);
  • следование примерной структуре с обязательным указанием необходимой информации;
  • использование профессиональной лексики, отказ от субъективизма и эмоциональности изложения.

В ходе написания характеристики на воспитателя ДОУ, у которого мало или совсем нет опыта работы, стоит сместить акценты на личностные качества, стремление к повышению профессионального мастерства, умение ладить с родителями и детьми, организовывать работу в группе, на освоение инновационных педагогических технологий и прочие.

Характеристика на молодого воспитателя должна подчеркивать положительные черты специалиста, его перспективы и практические навыки, которые позволят достичь успехов на профессиональном поприще.

Если педагог не пишет статьи или научные работы, не принимает участие в конкурсах профессионального мастерства, вебинарах и семинарах, лучше не писать об этом, опустив этот пункт в условной структуре документа. 

Структура характеристики на воспитателя детского сада в соответствии с назначением документа и от требований к оформлению, принятых в конкретном детском саду. 

Вид характеристикиСтруктура документа
Для аттестации
  1. ФИО, дата рождения, занимаемая должность.
  2. Трудовой и педагогический стаж, образование. 
  3. Функциональные обязанности и качество их выполнения.
  4. Результат прохождения квалификационных курсов, мастер-классов, вебинаров, семинаров, присвоенные ранее категории. 
  5. Знание действующих нормативов, уровень профессионального мастерства (владение предметом).
  6. Педагогические технологии, успешно апробированные на практике и их результаты на конкретных примерах (в цифрах). 
  7. Характеристика личных качеств.
  8. Отзывы родителей воспитанников, комментарии коллег. 

Если характеристика составляется на воспитателя группы продленного дня, в ней акцент смещается на развитие коммуникабельности детей, творческие и организаторские способности педагога, способность развивать индивидуальные склонности детей. 

На соответствие должности

Характеристика на воспитателя детского сада, которая создается для педагогов без категории, пишется по аналогичной структуре, однако в ней в обязательном порядке указывается уровень квалификации специалиста, основанной на понимании детей.

  • низкий уровень (характерен для молодых или слабо мотивированных воспитателей) — педагог не демонстрирует инициативу во взаимодействии с детьми, не стремится проникнуть в их мотивационную сферу, изучая их характеры и поведение лишь поверхностно, на бытовом уровне, а потому не способен детально описать черты и особенности воспитанников, отмечая только те характеристики, которые отражаются на организации работы с детьми, соблюдении режима; от демонстрирует значительный субъективизм допуская ошибки при характеристике достижений воспитанников и группы в целом. 
  • средний уровень — педработников этой категории отличает стремление лучше и полнее узнать характеры, черты и внутренний мир воспитанников; они дают более верные оценки развития дошкольников, правильно анализируют систему личностных отношений, однако, проникая в структуру группы, демонстрируют инициативу в изучении микросреды, но оказывают на нее недостаточное влияние.
  • высокий уровень — воспитатель искренне заинтересован в развитии личности ребенка, правильной оценке его способностей и черт, он активно взаимодействует с семьями дошкольников и профильными специалистами, что позволяет ему проникать в мотивационную, волевую и познавательную сферу ребенка, грамотно осуществлять коммуникативную, организаторскую, гностическую и конструктивную функции. 
На поощрение или награждение

Характеристика на воспитателя на поощрение во многом схожа с аналогичным документом для аттестации, однако в ней особый акцент делается на профессионализме и педагогическом мастерстве педагога, его умении работать с детьми, находить общий язык с родителями и коллегами, своевременно диагностировать и устранять затруднения ребенка, осуществлять гностическую деятельность, используя знания по детской психологии и физиологии, практику социометрических и диагностических методов. Дополнением к такому документу могут стать цифровые показатели, полученные путем анонимного соцопроса коллег и родителей, проведения диагностики уровня развития детей. 

В остальном образец характеристики на воспитателя ДОУ выглядит следующим образом:

  1. ФИО, дата рождения, занимаемая должность.
  2. Трудовой и педагогический стаж, образование. 
  3. Отношение к функциональным обязанностям, наличие других наград и грамот.
  4. Квалификационная категория.
  5. Для старшего воспитателя дополнительно указывают, какие передовые образовательные технологии использует, каких качественных и количественных достижений достиг.
  6. Организаторские способности, коммуникабельность, деятельность по созданию оптимальной для развития детей среды. 

Важно, чтобы готовый текст характеристики на «Воспитателя года» или на аттестацию представлял образ профессионала, способного справиться с любой ситуацией, готового к самообразованию и саморазвитию, эффективной работе с воспитанниками и их родителями. Следовательно, проблемные моменты и недостатки опускают, концентрируя внимание на положительных аспектах. Грамотно составленная характеристика поможет пройти любую аттестацию и повысить квалификацию воспитателю детского сада. 

Источник: https://www.resobr.ru/article/63135-qqq-17-m4-harakteristika-na-vospitatelya

Споров нет
Добавить комментарий